Зодчество до вечевой республики
Образование планировочной структуры Новгорода, как и большинства русских городов, было связано с детинцем — центральным укрепленным ядром. Первые летописные сведения о новгородском детинце относятся к 1044 году: «В лето 6552 (1044 г. — И.К.) ...ходи великий князь Ярослав Владимирович на Литву; а на весну заложи Новгород и сдела на Софийской стороне каменный город». Но результаты археологических раскопок, проведенных в 1956 году, позволяют утверждать, что укрепленный пункт на месте детинца возник еще в X веке.
Летописи отмечают рост города в начале XII века. В то же время расширялся детинец. В летописи 1116 годэ указывается, что «Мстислав заложи Новгород болии пьрваго». При перестройке южная часть вала первоначального детинца была срыта, а глину использовали для засыпки оврага с южной стороны укрепления.
Интересна конструкция земляного вала южной части нового детинца. По культурному слою глубиной 20—25 сантиметров была сделана глиняная подготовка толщиной 10—15 сантиметров, поверх которой насыпали слой щебня. Далее вдоль и поперек вала укладывались бревна, а затем устраивался вал и возводилась каменная стена.
Длительное время ученые спорили, какая часть детинца более древняя — южная или северная? На основе новейших исследований можно утверждать, что южная часть детинца возникла позднее северной, а именно в 1116 году, в результате объединения двух территорий — владычной (где жил владыка) и княжеской. Кроме этих территорий детинец занял часть Неревского и Людина концов.
В 1045—1050 годах в детинце было построено крупнейшее сооружение города — Софийский собор. «...Где святая София, и тут и Новгород», — говорили в старину новгородцы. Это величественное каменное здание — свидетельство высокого уровня архитектурного мастерства древних зодчих. Софийский собор, один из древнейших памятников каменного зодчества на Руси, был придворным княжеским храмом. В нем принимали иностранных послов и именитых гостей. Перед собором иногда проходило бурное вече. Собор имел важное значение в общественно-политической жизни новгородцев. Здесь были казна, архив, библиотека, происходила церемония назначения на высшие государственные должности, объявлялись указы. Строительство Софийского собора было выдающимся событием в истории древнерусского зодчества и большим техническим достижением того времени.
Вызывает интерес несколько сдвинутое в северном направлении по отношению к центру кремля расположение собора, который со стороны озера Ильмень оказывается в середине общей панорамы города.
Собор был построен на холме, заметно возвышавшемся над окружавшей его местностью. В наши дни холм сравнялся с прилегающей территорией, а собор как бы погрузился почти на 2 метра вглубь (сегодня пол собора находится на 2,3 метра выше, чем был в древние времена).
Для Софийского собора характерна ясность объемов и своеобразие силуэта. Его архитектурные формы предельно просты. Расчлененные лопатками гладкие стены несут сводчатые перекрытия. Завершается Софийский собор шестью куполами на высоких барабанах. Основной, средний купол уже в XV веке был позолочен. Его очертания напоминают шлем русского воина-богатыря.
Первоначально собор не был оштукатурен. Огромные неправильной формы камни разнообразных оттенков, из которых были выложены стены, и розоватый раствор, использовавшийся при кладке, придавали строению живописный вид. Интересен западный фасад, где находится портал с Сигтунскими вратами. На бронзовых вратах изображен сделавший их мастер Риквин. В правой руке он держит весы, а в левой — клещи. Над его фигурой надпись: «Риквин меня сделал».
Внутренний объем храма, расчлененный крестчатыми в плане столбами на пять продольных нефов (три из них заканчиваются алтарными апсидами), поражает размерами, величественностью пропорций.
За девять веков своего существования Софийский собор подвергся некоторым изменениям. В XI веке к нему был пристроен небольшой придел Рождества богородицы. Впоследствии заложена аркада южной галереи. Значительные ремонтно-реставрационные работы проводились в конце XIX века под руководством архитектора-реставратора В. Суслова. К тому времени относится и новая роспись по внутренним стенам, а также устройство отопления. К сожалению, в архитектуру храма было внесено немало изменений, нарушивших его первоначальный облик.
В 1929 году постановлением ВЦИК Софийский собор как выдающийся памятник древнерусской архитектуры и истории был превращен в музей.
В годы Великой Отечественной войны фашисты варварски разграбили и разрушили храм: своды и стены были пробиты снарядами, позолота вместе с медными листами содрана. В послевоенные годы собор восстановили, но многие произведения монументальной живописи погибли.
Сохранились и реставрированы фрагменты фресковых росписей в центральном куполе, относящиеся к XI—XII векам. В Мартирьевской паперти уцелели фрески XI века «Константин и Елена», а также «Деисус» и некоторые другие остатки древнейшей росписи.
До каменной Софии существовала дубовая церковь Софии «о тринадцати верхах», сооруженная в 989 году епископом Иоакимом, впоследствии сгоревшая. Место ее расположения до сих пор вызывает у ученых разное толкование. Одни предполагают, что она была внутри стен первоначального детинца, другие — что церковь находилась за пределами укреплений кремля.
Вполне закономерно, что рядом с таким сооружением, как Софийский собор, игравшим огромную роль в жизни Новгорода, возникла и одна из древнейших площадей города. На ее формирование повлияла дорога, соединявшая проездные Пречистенскую и Воскресенскую башни кремля.
Одна из ранних улиц, упоминаемых в летописи под 1049 годом, — Пискупля называлась так потому, что замощение улицы входило в обязанности епископа. Существуют разные мнения о ее расположении. Архитектор М. Алешковский, например, считал, что она, проходя через площадь перед Софией, соединяла Воскресенскую и Пречистенскую башни с запада на восток, по ныне существующему проезду между арками.
Напротив кремлевской площади, на холме правого берега Волхова, находятся древние Вечевая площадь и Торг. В XI веке здесь было основано Ярославово дворище — княжеский двор.
Обе части города — Софийская (наименование связано с Софийским собором) и противоположная ей Торговая (названная по Торгу) — соединялись мостом, одним из крупнейших инженерных сооружений на Руси. Мост был местом столкновений враждовавших социальных групп, с него простые новгородцы не раз сбрасывали в Волхов посадников и неугодных бояр.
В первой половине XII века, после установления в Новгороде вечевой республики, князья потеряли свой храм — Софию. Их постоянной резиденцией стало городище, расположенное на правом берегу Волхова. Здесь был построен укрепленный дворец, который не сохранился. Существующие сейчас руины постройки (она разрушена фашистами в годы Великой Отечественной войны) — это остатки церкви Благовещенья, сооруженной в 1103 году и перестроенной в 1342—1343 годах.
На городище жил Александр Невский. В 1477 году Иван III также выбрал его местом своего пребывания. В 1570 году там жил Иван IV и чинил расправу над боярами-заговорщиками. Петр I подарил городище князю Меншикову.
В настоящее время в результате раскопок экспедиции под руководством М. Каргера стало более очевидным важное градостроительное значение церкви Благовещенья, которая вместе с Георгиевским собором, расположенным на противоположном берегу Волхова, образовывала величественные пропилеи при подходе к городу со стороны озера Ильмень.
В 1113 году вблизи Вечевой площади князь Мстислав заложил каменный пятиглавый Николо-Дворищенский собор, ставший композиционным центром Торговой стороны. Он благодаря мастерству зодчих не только не оказался противопоставленным Софийскому собору, но способствовал образованию у Волхова нового монументального архитектурного комплекса. Композиционно ансамбли были взаимно связаны и объединили в единое целое обе части города, а река стала как бы внутригородской магистралью.
До 1478 года Ярославово дворище было местом вечевых собраний. Лавки Великого (главного) ряда Торга были обращены на Вечевую площадь. Торг был центром торговой жизни Новгорода, где располагались и иностранные торговые дворы. По берегу Волхова устроили пристани, так называемые вымолы: Горальдов вымол — для норвежских, Немецкий — для немецких, Иванский — для русских купцов. Так образовался довольно значительный центр общественной и торговой жизни Новгорода, закрепивший двухчастную структуру города.
В 1968 году во время археологических раскопок был обнаружен двор, основанный готскими купцами. Существовал и двор, построенный выходцами из немецкой колонии на Готланде. После изучения остатков Готского двора удалось установить его местоположение и характер основных строений. Наибольший интерес представляют два сруба из бревен диаметром 50—60 сантиметров размерами 8,5 на 8,5 метра и 10,5 на 10,5 метра. Внутри построек сохранился пол из горбылей толщиной 20—25 сантиметров. Конструктивное исполнение срубов отлично от распространенных в Новгороде приемов. Так, например, новгородцы концы бревен обрубали топором всегда вертикально. В тех же срубах они опилены. При рубке стен новгородские плотники в нижнем венце делали углубление (паз), в которое укладывалось верхнее бревно, готские мастера таких пазов не делали. Постройки, очевидно, были амбарами для хранения товаров. К одному из амбаров примыкала башня, остатки каменного фундамента которой были обнаружены в раскопе. Он сложен из валунов, скрепленных известковым раствором. Снаружи стены были облицованы ракушечником. Найдены остатки частокола из свай диаметром 40 сантиметров, т. е. тына, которым иноземные купцы обносили свои постройки для самообороны.
Доминировал в ансамбле Торговой стороны сохранившийся до наших дней Николо-Дворищенский собор. Это шестистолпный крестово-купольный храм. Крестчатые в плане столбы делят его внутреннее пространство на три продольных нефа, в Софийском же соборе таких нефов было пять. Каждый неф заканчивается апсидой. Центральный крест перекрыт коробовым сводом. Над средним квадратом воздвигнут барабан, увенчанный куполом. Раньше и другие четыре квадрата боковых нефов завершались барабанами и главками. В западной части храма имеются хоры, куда, в отличие от Софийского собора, можно было попасть по переходу из дворцового здания. Позднее и в стене была устроена лестница на хоры. В 1969 году при раскопках обнаружены остатки каменной лестницы.
Пятиглавое завершение Николо-Дворищенского храма напоминало Софию. Здесь, как и в Софийском соборе, простые и строгие фасады членятся соответственно внутренней структуре собора сильно выступающими плоскими лопатками.
Николо-Дворищенский собор был расписан фресками, от которых уцелели незначительные фрагменты. Это изображение жены Иова, подающей пищу мужу; остатки росписи в алтарной части, а также хорошо сохранившиеся орнаментальные фрески в оконных проемах южной и северной стен.
Вслед за Николо-Дворищенским были возведены соборы Рождества богородицы и Георгиевский, ставшие важными доминантами в панораме города.
Собор Рождества богородицы — основное сооружение Антониева монастыря, расположенного вниз по течению реки Волхова, — композиционно связан с городом и завершает его архитектурный ландшафт. До наших дней собор сохранился со значительными переделками и перестройками. Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты широкие окна. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для более позднего времени луковичную форму. Галереи паперти, окружающие собор, также пристроены позднее. Уничтожены древние хоры. В композиции здания примечательно асимметричное расположение трех глав. Одна из них венчает выдвинутую из общего объема круглую башню, в которой заключена лестница, ведущая на «полати» — хоры собора. Впервые в зодчестве Древней Руси строители отошли от канона — трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Столбы собора восьмигранного и прямоугольного сечения. Нет и пилястр, соответствующих крайним западным столбам (пилястры на южной и северной стенах впоследствии были срублены).
В 1119 году в живописной местности на возвышенном берегу Волхова, вблизи озера Ильмень, началось строительство Георгиевского собора Юрьева монастыря, в котором была повторена трехглавая, асимметричная композиция собора Рождества богородицы. Фасады, расчлененные лопатками, отражают внутреннюю структуру здания. Предельно лаконичны формы и строги пропорции храма. В отличие от собора Рождества богородицы лестничная башня имела в плане квадратную форму. Сооружение трехнефное, шестистолпное. Георгиевский собор — наиболее монументальная после Софийского собора княжеская постройка.
После окончания строительства этих монастырей определились пять основных архитектурных комплексов Новгорода, составивших его архитектурный костяк: кремль, Ярославово дворище, Антониев и Юрьев монастыри и городище с храмом Благовещенья. Творческий почерк мастера Петра — строителя Георгиевского собора виден и в архитектуре Николо-Дворищенского собора, и собора Рождества богородицы, и церкви Благовещенья на городище.
Меньшие по объему церкви на Софийской и Торговой сторонах обогатили облик города и композиционно объединили его, способствуя созданию второстепенных, подчиненных главным, центров.
Сооружение церковных зданий разных типов было связано с социальной структурой города и во многом определялось их принадлежностью. Так, возникновение и развитие Юрьева монастыря связано с политической ролью, которую приобрело городище, — с начала XII века оно являлось княжеской резиденцией. важным центром политической жизни Новгорода.
Из других архитектурных памятников начала XII века следует отметить церкви Ивана на Опоках и Успенья на Торгу, расположенные на Торговой стороне неподалеку от Николо-Дворищенского собора. Церковь Ивана на Споках построена в 1127—1130 годах князем Всеволодом Мстиславичем, который специальной грамотой передал ее новгородским купцам, так называемому Иванскому «сто». При церкви действовал купеческий суд во главе с тысяцким, разбиравший тяжбы по торговым делам. Церковь была своеобразной палатой мер и весов. Здесь хранились эталоны — «локоть Иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для взвешивания драгоценных металлов, «скалзы вощаные» — весы и другие образцы.
Существующая церковь датируется 1453 годом, когда первоначальная была разобрана и по повелению архиепископа Евфимия на старой основе с использованием фундаментов и части стен была возведена новая, повторявшая архитектурный облик прежнего храма. Эта церковь — переходный образец в истории новгородского зодчества: с одной стороны, в ее архитектуре сохраняются традиции парадного княжеского строительства начала XII века, а с другой, намечается тенденция к сокращению объема и упрощению архитектурных форм. В плане храм шестистолпный с гремя апсидами, с щипцовым покрытием над каждым полукружьем, оформляющим фасады. Пилястры на фасаде соответствуют внутренним членениям. Гладкая стена с узкими окнами придает зданию суровую простоту. Завершается сооружение одной главкой.
Другая церковь — Успенья на Торгу — расположена к юго-востоку от церкви Ивана на Опоках. Построена она в 1135 году, многократно перестраивалась, особенно сильно — в 1458 году. От первоначального облика храм сохранил лишь форму шестистолпного трехнефного здания с тремя апсидами.
Общая конфигурация топографии города, его центральное ядро — детинец, расходившиеся от него дороги на Псков, Торжок, Нарву и другие города, естественно, вызывают предположение о радиальном характере планировки древнего Новгорода. Тем не менее дошедшие до нас планы это не подтверждают. Большинство улиц было направлено к Волхову. Очевидно, на формирование сети улиц сильное влияние оказывала река с многочисленными пристанями, имевшая важнейшее хозяйственное значение для жителей Новгорода.
О планировке и о застройке жилых районов той поры можно судить главным образом по данным археологических раскопок, производившихся экспедицией Академии наук СССР во главе с профессорами А. Арциховский и В. Яниным. В течение ряда лет был раскопан сравнительно большой участок Неревского конца. Археологи изучили на значительном протяжении Великую улицу — главную улицу Неревского конца (в районе нынешней Дмитриевской улицы), которая вела от Владимирской проездной башни кремля к северу, е сторону Зверина монастыря, а также перпендикулярную ей Холопью улицу. В 1955 году был открыт второй перекресток Великой улицы — на пересечении ее с Кузьмодемьянской улицей.
В Новгороде не было обособленных районов городской знати. Бояре и купцы жили не только на территории детинца, но и в различных частях города. Усадьба новгородского посадника Онцифора Лукинича, например, находилась на Великой улице.
Благодаря рассредоточению построек именитых людей в некоторой степени сглаживался контраст между основными архитектурными комплексами и массой жилых домов. Город становился более цельным, формируясь вокруг местных центров, подчиненных общегородским. Это было связано и с его административной структурой. Каждый конец имел свой административный центр, который располагался у церкви и представлял собой открытую площадь. На площади собирались горожане, где им объявлялись указы. Площади вносили разнообразие в планировку, вокруг них организовывалось пространство прилегающих кварталов.
Из раскопок видно, что уже в X веке были заложены основные принципы композиционного построения улиц с делением на главные и второстепенные. Это внесло четкость в планировку города.
Материалы раскопок раскрывают и характер массовой жилой застройки. Вдоль улиц стояли принадлежавшие знати отдельные деревянные усадьбы, отгороженные одна от другой бревенчатым частоколом. Они были весьма значительными по площади и выделялись солидностью построек. Усадьба уже упоминавшегося Онцифора Лукинича, относящаяся к XIV веку, имела каменный дом и деревянные сооружения хозяйственного назначения.
Ширина мостовой Великой улицы составляла 3,8 метра, а усадьбы почти вплотную примыкали к мостовой. Значит, улицы были узкие (3—4 метра). Подъезды к домам и сами улицы покрывались бревенчатым настилом. Мощение улиц, водоотводные системы свидетельствовали о высоком уровне благоустройства в Новгороде.
Как же выглядели новгородские усадьбы? Во-первых, все они ограждались высокими частоколами. Во двор въезжали через массивные ворота. Найденные при раскопках столбы ворот в диаметре составляют 30—35 сантиметров, ширина ворот — около 2 метров. А так как улицы были довольно узкими, то ворота ставили в глубине участка для удобства пользования ими.
Наиболее распространенным типом жилого деревянного дома был односрубный двухкамерный дом, прямоугольный в плане, с сенями, площадью 70—80 квадратных метров. Он состоял из двух комнат и сеней. Площадь домов богатых горожан достигала 150 квадратных метров. Внутри усадьбы находились хозяйственные постройки. Возводились и двухэтажные дома, неотапливаемый первый этаж служил для хозяйственных нужд.
Направление улиц, их ширина оставались неизменными с X по XV век. Улицы тщательно мостились. Вдоль улицы прокладывали три лаги из бревен диаметром 18—20 сантиметров, а на них поперек укладывались плахи, плоской стороной кверху, из бревен 25—30 сантиметров в диаметре. За сохранностью мостовых тщательно следили. В XIII веке был издан «Устав о мостех», который указывал, кто и на каких участках должен следить за исправностью замощения.
Таким образом, в начале XII века завершилось формирование Новгорода как единого города с крепостью — детинцем. Было закончено строительство его основных архитектурно-композиционных комплексов.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |