Александр Невский
 

Toyota MR2 способна поспорить с Ferrari

Давно уже сложилось, что серьезный тюнинг — удел иностранных компаний. Большинство их отечественных коллег чаще занимаются поверхностной мелочевкой — установкой фильтров нулевого сопротивления, заменой стоек и перетряской коробок передач. По-настоящему переделать автомобиль, взломав его святая святых — мотор, могут единицы. И делают это, надо сказать, на весьма высоком профессиональном уровне. Колеся на Toyota MR2 по питерским дорогам, мне было чертовски приятно осознавать, что ее превратили в «снаряд» именно в России.

Мечты, мечты...

Хозяин алой Toyota MR2 всю свою сознательную жизнь грезит о Ferrari. Особенно по душе ему пришлась Testarossa. Автомобиль-мечта, которая, даст Бог, однажды исполнится. Пока он морально и финансово готовится к предстоящей покупке, не забывает тренироваться, привыкая к миру скоростей, в котором все обычные, даже наиболее мощные автомобили кажутся чудовищно медлительными. Поэтому место в гараже заняло японское купе.

Вообще-то автомобиль, который вы видите на фото, еще несколько месяцев назад выглядел совершенно беспомощно и гнетуще. Совершенно разгромленный салон был лишен стекол, а кузов пестрел вмятинами, царапинами и сколами краски. Зато получилось, как в старой песне: «Слепила из того, что было». «То, что было» стоило совсем немного и, главное, в техническом плане было вполне нормальным. Нынешний владелец MR2 нашел машину в Москве. Спустя несколько дней модель сменила прописку, переехав в Петербург, а еще через некоторое время свежеокрашенное купе с новой подвеской и аэродинамическим обвесом уже фланировало по дорогам города.

Правда, не сказать, что особенно быстро. По крайней мере, совершить квантовый скачок, перейдя иное временное измерение, где правят бал Ferrari и им подобные, не позволяла. Поэтому хозяин решил не мелочиться и зарядить свой аппарат по-максимуму. Тут совершенно кстати пришлось знакомство с владельцем небольшого тюнингового ателье — опытным мастером с профессиональным инженерным образованием. Как раз на тот момент специалисту надоело заниматься всем тем, о чем было сказано во врезке к материалу: доводить отечественные автомобили и подержанные иномарки методом наименьшего сопротивления, заменяя воздушные фильтры и шестерни в коробках передач. Предложение вспомнить о годах, проведенных в стенах технического ВУЗа, заключалось в возможности установки на мотор MR2 механического нагнетателя. Довольно редкий на сегодня в России способ увеличения мощности. Преимущество этого устройства перед обычной турбиной заключается в том, что оно лишено эффекта «турбо-ямы», когда при раскрутке двигателя до 2000-3000 об/мин чувствуется заметная нехватка крутящего момента, а затем автомобиль вдруг выстреливает вперед. Не самый удобный алгоритм для управления, надо сказать. Нагнетатель же добавляет мощность с самого низкого диапазона оборотов. Это означает серьезное увеличение крутящего момента — важного показателя при разгоне. В общем, хозяин Toyota не стал долго думать и дал отмашку процессу тюнинга, затянувшемуся почти на год.

Плюсы механики

Водружение на двигатель механического нагнетателя именитого американского производителя потребовало удаления верхней крышки моторного отсека. (Для тех, кто фанатично не увлечен автомобилями, скажу, что Toyota MR2 является центральномоторным купе, двигатель в котором расположен позади передних кресел, причем внутри колесной базы). Компрессор приводится ремнем от коленчатого вала и создает постоянное давление в 1,4 атмосферы (для сравнения: обычная турбина создает давление в среднем вдвое меньшее). Повышенная мощность всегда означается увеличенный расход топлива. Чтобы его в цилиндры поступало достаточно, систему питания снабдили дополнительным насосом, регулятором и манометром. Intercooler, или промежуточное охлаждение воздуха наддува, изготовили полностью оригинальный, смастерив во впускном коллекторе отдельный радиатор с собственным высокопроизводительным электронасосом. И тут мастера столкнулись еще с одной проблемой — новые детали никак не желали помещаться внутри моторного отсека, даже лишенного крышки. Выход нашли довольно оригинальный, но в то же время и весьма сложный с технической точки зрения — было решено модифицировать правый задний лонжерон, при этом сохранив его жесткость и надежность.

Система впрыска осталась стандартной — подходящую топливную смесь подбирали с помощью более производительных форсунок и регулировкой давления. В результате всех переделок мотор стал развивать 280 л.с. вместо стандартных 156, а максимальный крутящий момент возрос на 60%. Естественно, заслуга в этом принадлежит не только нагнетателю, но облегченному маховику, усиленным шатунным вкладышам, кованым поршням и шатунам, которые также были установлены на двигатель в качестве, скажем так, стандартного дополнения, без которого не обходится ни одно западное ателье. На всякий случай головку блока усилили специальными болтами, а снизу мотор укрепили стальной плитой: «Не дай Бог вылетит при разгоне», — шутит хозяин.

После окончательной сборки двигатель обкатали на специальном стенде, который позволил устранить мелкие погрешности в настройках электронных «мозгов» и составе смеси.

Следующий этап — доработка подвески. В ней появились более жесткие и износоустойчивые полиуретановые сайлент-блоки, немецкие амортизаторы Bilstein, трудящиеся в паре с пружинами Eibaсh. Напоследок довели и тормозную систему. Диски увеличенного размера и новые суппорта стали необходимым «холодным душем» знойному темпераменту автомобиля.

Такова история этой Toyota MR2. Как насчет практики? — спросите вы. О, с ней тоже все в порядке! В том смысле, что она не менее интересна. Вообще, среднемоторный автомобиль обладает весьма оригинальным характером. В любом повороте он требует крайне осторожного обращения с рулем и акселератором, иначе совершенно легко начинает скользить. Причем таким образом, что стремиться вращаться вокруг центра тяжести, который находится в самой середине базы машины. Чем-то это напоминает обычный карт, только вот последствия ошибок могут быть куда более плачевными и обременительными. Новая подвеска MR2 сделала модель еще более острой с точки зрения ощущений водителя. Да, трясет, да, довольно сильно, но в этом, по крайней мере, есть гарантия того, что водитель чувствует купе каждой частью своего тела и может точно сказать, что в данный момент происходит с колесами, мотором, трансмиссией. А что до поворотов, то тут дело практики и привычки управлять именно этой Toyota.

Впрочем, никто и не обещал, что мне будет легко. Ведь это настоящий спортивный автомобиль, который после тюнинга обрел повадки суперкара. К ним относятся и довольно тугая педаль сцепления, и керамические диски этой детали внутри усиленной корзины, и руль, который просто невозможно держать одной рукой, только двумя.

Забыл сказать, что переделкам подвергся и салон. Теперь он обшит малиновой кожей, часть панелей окрашена в цвет кузова, появились удобные гоночные ковши, руль, накладки на педали и рычаг коробки передач Momo. Это из вещей полезных и действительно функциональных. Плюс хозяин MR2 не смог отказать себе в удовольствии разместить на передней панели несколько дополнительных аналоговых приборов. Часть из них даже установили на передней стойке. По мне, так ради пафоса и очаровывания прелестных пассажирок, но водитель Toyota утверждает, что всеми ими реально пользуется. Правда, непонятно — когда, ведь темперамент автомобиля стал весьма завидным. Разгон до 100 км/ч занимает лишь 5,5 с, то есть происходит на дистанции менее 550 м. Когда в такие моменты «снимать показания» с циферблатов, для меня так и осталось загадкой.

Здоровый аппетит

Знаете, кого иногда мне напоминают любители тюнинга? Маньяков, если честно. Но чтобы не обижать, назовем их просто одержимыми людьми. Как известно, пределов совершенству не бывает. Точнее, в современном мире они кроются исключительно в финансовых возможностях. В общем оказалось, что нынешний вариант Toyota MR2 еще далеко не окончательный. Поездив на машине несколько месяцев, хозяин осознал, что хочет, а главное — может позволить себе большее. Все правильно, аппетит приходит во время еды. В планах появилась дальнейшая доводка мотора, чтобы на выходе он развивал 500 л.с. Плюс, установка системы впрыска закиси азота, кратковременно увеличивающей отдачу двигателя вдвое. В общем, скоро японское купе вряд ли будет уступать Ferrari по динамическим характеристикам. А как же быть с мечтой детства? Просто поднять планку еще выше, грезя теперь о модели F1...

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика