Александр Невский
 

Структурный гороскоп. Структура личности — Темперамент

Темперамент связан напрямую с энергетическим статусом человека, и принижать его значение никак нельзя. Большинство наших жизненных реакций объясняется именно энергетическим состоянием. Есть энергия, и мы бодры, веселы, доброжелательны. Нет энергии, начинаем злиться, скисаем, опускаем руки. Тип темперамента человека призван дать ответы на два главных вопроса: первое — где, в какой стихии (природа, космос, биополе, информация) те или иные знаки черпают силы? И второе — каким видят мир знаки — светлым и радостным либо темным и безобразным?

Классические наименования темпераментов находятся в следующем соответствии: Природные оптимисты — сангвиники, Космические оптимисты — флегматики, Скептические знаки — меланхолики, Драматические знаки — холерики.

Природные оптимисты — Кабан, Лошадь, Бык

Из названия группы очевидно, что энергию Лошадям, Кабанам и Быкам надо брать непосредственно из природы, плавая в реках, озерах и морях, гуляя по степям, лесам и пустыням, взбираясь в горы, погружаясь в пучины, пересекая меридианы и параллели.

Разумеется, каждый человек волен найти себе персональную специфику — кому-то больше энергии дает лес, кому-то — море. Самое главное — отделить «мух от котлет». Не море как место общения с людьми, а море само по себе, максимально от людей очищенное. Так же и поход в лес должен иметь целью не пикник с сослуживцами, а именно общение с лесом.

Очень важно, чтобы природа была спектрально чиста: чистые запахи, не запачканные пейзажи, вкус родниковой воды, звуки ветра без примеси индустриальных шумов. Именно такое восприятие вернет человека к воспоминаниям о первобытном состоянии. Стало быть, в экстренных случаях энергетического истощения необходимо на время совершенно одичать, стать лешим, водяным или снежным человеком.

Все это не значит, что природные оптимисты должны жить исключительно на природе. Автомобиль ведь не простаивает целыми днями на бензоколонке. Заправился и поехал дальше. Так и природный оптимист должен обращаться к природе именно в том случае, когда подсели батарейки и пора подзарядиться.

Роль Природных оптимистов в энергетической пирамиде человечества чрезвычайно велика: взяв энергию там, где ее полно — закаты, рассветы, морской прибой, шум дождя, шелест листьев — оптимисты отдадут энергию Драматизаторам, те, в свою очередь, «накормят» Скептиков, которые создадут основу для существования Космистов.

Краски, которыми оптимисты окрашивают мир, самые радостные. Есть специфика: Лошади легче всего выражают свое жизнелюбие в книжках для детей и музыкальных произведениях, у Быков энергия наиболее мощно льется с живописных полотен, а Кабаны особенно жизнерадостны в кино — больше актеры, но и режиссеры тоже.

Природные оптимисты являются самыми ярыми пропагандистами природного образа жизни, а также (статья опубликована на ) главными адвокатами природы и экскурсоводами по ней.

Бык

Бык — это искренний и радостный сын природы, и его энергетическое состояние зависит только от степени преданности той или иной природной стихии. Люди данного темперамента по своей природе глубоко оптимистичны, а также крепко энергетически вовлечены в жизнь природы.

Посему каждый Бык должен позаботиться о наличии персонального озера или моря, леса, степи, холма, горы, из которого он мог бы черпать энергию для жизни. Можно, конечно, пользоваться природными объектами массового потребления, но это получится суррогат какой-то, все равно, как вместо матери — детдом или вместо жены — проститутка, извините за выражение. Только персональный природный объект либо объект, который делится с минимальным количеством энергетических братьев и сестер, будет давать качественное и достаточное количество энергии.

А вот переходить на альтернативные источники энергии Быку не следует. Не стоит заниматься энергетическим воровством у других людей, не надо искать энергию в космосе или в мировой мудрости, это те виды топлива, которые Быку сил не добавят, более того, могут сломать ему весь энергетический баланс. Так что никаких фантазий, все должно быть просто. Почувствовал усталость, берет за горло тоска, собрал свой нехитрый скарб в охапку и марш на природу. Достаточно побродить по лесу, порыбачить — и силы восстановлены. Особенно Быки любят охоту. В охоте сходятся многие устремления Быка.

Чрезмерно ковыряться в самом себе, блуждать в лабиринтах собственного сознания для Быка энергетически небезопасно, в таких ситуациях он теряет энергию, не обретая ничего взамен. Быку пристало быть простым, естественным, обустраивать свою жизнь на фоне всего, как говорится, посконного, домотканого, кондового.

Посмотрите, кто у нас на экране пропагандирует жизнь на природе — друг всех животных Николай Дроздов, друг всех путешественников Юрий Сенкевич. Первый — наследник по духу Альфреда Брема, второй, наверное — Георгия Седова. Американский писатель Генри Торо был идеологом и проповедником жизни на природе. Сам себя называл «смотрителем дождей и снегов».

Возможность для Быка пользоваться практически бесконечным энергетическим кредитом накладывает на него определенные обязательства. Бык не должен мельчить, не должен излишне экономить свои силы. Ну не к лицу Быку слишком маленький размах! При таком могучем темпераменте и дела должны быть могучими. Бык ведь не мышка, чтобы в норке сидеть, если уж браться за дело, так соразмерное своей могучей силе. Более того, на Быке лежит обязанность не просто тащить максимально тяжелый воз, но и тащить его с максимальным жизнелюбием, задором и радостью. Берите пример с Николая Дроздова. Не молодой человек, но всегда весел, бодр и жизнелюбив. Жил на острове в «Последнем героем», был самым бодрым и веселым, даже спать в открытое море уплывал. С ума сойти!

Если же говорить о более объективных критериях измерения оптимизма и жизнелюбия, то здесь прекрасной иллюстрацией для радостного, цветного восприятия мира Быками служит их живопись. Весьма цветной для своего мрачного времени была живопись Эль Греко, очень светлый и радостный — Сандро Ботичелли и еще более светлый — Огюст Ренуар. Что касается живописи Ван Гога, то это просто буйство красок. Наши Валентин Серов, Архип Куинджи и Иван Айвазовский если и отстают от мировых образцов ярчайшей колористики, то ненамного.

Отлично выразил радостный взгляд на мир Владимир Короленко, вложивший невиданную силу в свою знаменитую фразу: «Человек создан для счастья, как птица для полета».

Лошадь

Среди других Природных оптимистов Лошадь выделяется каким-то абсолютно неуемным темпераментом. Иногда энергии настолько много, что в опасности уже здравомыслие и благоразумие, которыми, казалось бы, так богата Лошадь. Иногда от возмущения нахлынет энергия, прямо хоть уши врагам откусывай. Хотя лучший способ сброса энергии — это пение. Представляете, кто-то оскорбляет Лошадь, а та вскипает и поет арию из оперы?

Интересно, что избыток энергии не мешает Лошади впадать в любовную хандру и даже депрессию. То же депрессивное состояние ждет Лошадей, если они будут слишком активно заниматься общественной деятельностью. Так что при большом энергетическом доходе, у Лошадей большие расходы. Можно даже сказать, что Лошадь — это энергетическая транжира, не умеющая экономить каждую калорию и привыкшая к энергетическим излишествам.

В любом случае, если Лошадь все же угораздило свалиться в энергетическую яму, то поправлять здоровье надо не в общении и не в любовных играх, Боже упаси, а исключительно на природе. На природу братцы, на нее родимую! Впрочем, природную компоненту легко увидеть в лошадином оптимизме. Среди великих природолюбов Виталий Бианки, Виталий Песков... И все же надо отметить, что не всегда оптимизм Лошадей безогляден. Виной тому стремление Лошадей к реальной оценке ситуации.

Если же искать объективный способ определения темперамента, то необходимо обратиться к литературе, созданной писателями-Лошадьми, посмотреть, как кончаются их книги, ибо только концовка определяет темперамент автора. Само произведение может быть сколь угодно печальным, но концовка обязательно оптимистична. Среди самых светлых писателей Корней Чуковский, Юлиан Тувим, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Борис Заходер, Александр Милн, Агния Барто. Легко заметить склонность этих светлых людей к детской литературе. Всегда оптимистично кончаются фильмы Георгия Данелии или Александра Роу.

Кабан

Кабаны черпают энергию в самых простых и обыденных явлениях природы. Солнце взошло — хорошо, закатилось за горизонт — еще лучше. Все внешнее для них более привлекательно, чем внутреннее. Рыбалка, сбор грибов, ловля бабочек — все интересно и важно.

Беззаветные весельчаки, фанатичные поклонники анекдотов, собиратели множества присказок и баек, которые сыпятся из них бесконечным потоком. Некоторые Кабаны кажутся спокойными и даже флегматичными. На самом деле настоящей меланхолии у них никогда не бывает, просто некоторые Кабаны поклонники черного юмора.

Истинным индикатором, определяющим темперамент знака, может стать искусство, мир идей. У писателей-Кабанов особые отношения с природой: Хемингуэй — певец рыбалки и охоты, Владимир Набоков — бабочек; Сергей Аксаков, кроме прочего, прославился «Записками об уженьи рыбы» и «Записками ружейного охотника». Словом, Кабан — человек спортивный, загорелый, подтянутый, хорошо разбирающийся в тонкостях рыбалки, охоты, соответствующем снаряжении, ловко взбирающийся на горные вершины и спускающийся в морские глубины.

Великие путешественники, такие как Николай Пржевальский или Петр Семенов-Тян-Шанский, великий генетик Николай Вавилов, философ Альберт Швейцер — все они в походных условиях чувствуют себя, как дома. Их энергия всегда там, где горы, леса и прочие джунгли. Даже в создаваемых философских системах виден природный оптимизм Кабана. Тот же Альберт Швейцер придумал, что преклонение перед жизнью является основой нравственного обновления человечества.

Закономерный вопрос: может ли Кабана в принципе охватить депрессия, уныние, упадок духа? Разумеется, такое возможно, у жизни есть множество способов довести человека до истощения. Такой мощный излучатель энергии как Кабан буквально стягивают на себя толпы любителей поживиться на дармовщинку. А добравшись до лакомого энергетического источника, постараются выпить его до дна. Что ж, обескровленному Кабану достаточно сбежать от этой толпы и в абсолютном уединении отправиться в облюбованное им местечко, где в общении с природой один на один набраться новых сил.

Космические оптимисты — Тигр, Петух, Дракон

Космический оптимизм на главный вопрос — где взять силы? — отвечает очень расплывчато — в космосе. Разумеется, речь идет не о том космосе, куда летают ракеты. Речь идет о мире снов, иллюзий, молений. Кто-то будет медитировать, кто-то пойдет в церковь помолиться, другому для подключения к космосу понадобится высокая поэзия, а кому-то достаточно прилечь на диван и поспать часок-другой, дабы организм снова наполнился сил.

Таким образом, если природная энергия втекает в человека в тот момент, когда его чувства максимально открыты, то космическая энергия войдет, если максимально отключиться от внешнего мира и обратиться к тому самому внутреннему космосу. Именно этим условиям должны соответствовать храмы и молельные дома. Все в них должно быть антиприродно — чужие запахи, чужие звуки, чужой свет. Чем толще стены храма, тем легче Космистам подключиться к своему типу топлива.

Окрашивание мира, производимое космическими оптимистами, достаточно светлое, но не слишком радостное. Есть все же в религиозных и медитативных техниках нечто постное, вялое и киселеобразное. Кроме того, космическая энергия асоциальна. Она взывает к отстраненности от мирской суеты. Мол, наша земная жизнь — это временное состояние, а потому стоит ли особенно дергаться. В отличие от Природного оптимизма, темперамента активного, социально направленного, Космический оптимизм отстраняет человека от людских радостей и горестей, поднимает над обществом, над суетой, настраивая его на философский лад.

Лозунг темперамента: «Чтобы ни случилось — все к лучшему». Космисты уверены в победе мирового добра при любом сценарии жизни. Таким людям легко верить в Бога. Собственно, космический оптимизм — это и есть вера в Бога, который все видит и всем воздаст по заслугам. Космические оптимисты — люди философского склада, будь то профессор или человек от сохи. На обыденном уровне это проявляется как отстраненность от людских страстей, уверенность в том, что все будет благополучно, а потому нет причин для переживаний.

Тигр

Малопонятное обозначение тигриного темперамента как флегматического почти ничего не объяснит в человеке. Другое дело, если понять, что источником тигриной энергии является космос. Сразу все становится на свои места. Объясняется тигриное спокойствие в самых пиковых ситуациях, ироничная ухмылка и святая уверенность, что все будет хорошо. С космических высей от мудрой вечности все кажется таким мелким и незначительным.

Как бы ужасно ни складывалась жизнь Тигра, он продолжает творить светло и радостно. Страшная болезнь скрутила живописца Бориса Кустодиева, а его картины к концу жизни становились все ярче и веселее. Ужасающей была болезнь писателя Венедикта Ерофеева, но его взгляд на мир не потемнел под ее гнетом. То же самое можно сказать о композиторе Людвиге Ван Бетховене, создавшем самую мощную и светлую музыку в тот период жизни, когда был глухим, больным и нищим.

Если же обстоятельства жизни складываются благоприятно, то Тигры находят способ эти обстоятельства до предела ужесточить. Баловень судьбы, знатный князь, камер-паж Александра II, наследник богатых имений, бравый офицер, будущий теоретик анархизма Петр Кропоткин оставляет карьеру и уезжает в наивозможнейшую глушь на Амур. Оскар Уайльд (также Тигр) назвал его одним из двух истинно счастливых людей, с которым ему довелось встречаться. По словам же Ромена Роллана (еще один Тигр), «Кропоткин был в жизни тем, чем Толстой хотел бы стать, естественно воплотив в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которого мятущийся гений Толстого хотел достичь всю свою жизнь и достигал только в искусстве».

Наиболее наглядны проявления темперамента в кинофильмах Тигров. Не скажешь ведь, что Анджей Вайда или Алексей Герман избегают показа негативных сторон бытия. Все в их фильмах есть: и грязь, и предательство, и убийства, и самоубийства. А выходишь из зала в светлом и приподнятом настроении — понимаешь, что все дурное минует и расцветет на Земле прекрасный сад.

У мужчин тигриный оптимизм иногда противоречит их жесткой воле. А вот женщинам светлая космическая улыбка чрезвычайно к лицу. Если же Тигр истощится и впадет в депрессивное состояние, то за энергией ему не надо бежать ни в лес к деревьям, ни к людям, ни к мудрости. Сила Тигра в уединении, в толстых стенах, отделяющих как от людей, так и от природы. Медитация, молитва, а может, и чтение стихов — одним словом, все, что поднимает нас над миром. Они порой умеют заправляться космической энергией в коротком, почти мгновенном сне.

Дракон

Из всех звездных детей Дракон — наиболее естественный и явный. Причастность к космическим источникам энергии в Драконе как-то всем очевидна. Выйти на балкон в ясную звездную ночь и общаться со звездами для Дракона — дело обыденное. Что касается пресловутого космического холода, которым веет от флегматиков, то у Дракона он вполне компенсируется теплотой знака любви. Такой коктейль дает замечательный результат — спокойствие и уравновешенность, но без леденящей стужи в глазах.

Не припомню Драконов, размахивающих руками, топающих ногами и сверкающих очами. Даже в состоянии крайнего возбуждения Дракон выглядит сдержанным и корректным. Среди исторических персонажей также не припоминаются бесноватые Драконы. И это при том, что фикс-идей и заморочек у Дракона хватает. Но он разбирается с ними достаточно спокойно. И, напротив, чрезвычайно велико число Драконов, демонстративно, ну просто подчеркнуто спокойных, которые не говорят, а прямо-таки шепчут и в самой горячей беседе вот-вот заснут.

Усыпив бдительность, максимально размягчив и расслабив окружающих, Дракон начинает чудить, ибо за тихой блаженной улыбкой могут скрываться мечты любой степени безумия. Однако данный темперамент не является социально активным, людские проблемы не становятся близкими для Дракона. Куда важнее им кажутся абстрактные схемы. Потому Фридрих Энгельс, добрый, хороший человек, написал книжку, в которой обосновал идею о том, что детей надо отнимать от матерей и сгонять их в некие общественные заведения.

Драконовские идеи всегда слишком теоретичны. О реальных людях речь идет редко. Не думая о людях, Шпенглер писал свой «Закат Европы». Так же Фридрих Ницше писал о приходе «Сверхчеловека», а Василий Розанов создавал свой «Апокалипсис нашего времени». Кому-то может показаться, что очень конкретны работы Зигмунда Фрейда, все-таки психиатр. Но в реальной психологии его идеи имели очень малое значение.

Космический оптимизм склоняет человека к абстрактному философствованию, не очень-то связанному с реальным человеком. При этом если большинство философов-Драконов попали в энциклопедии не по реальным научным заслугам, а скорее как примеры чудачества человеческой мысли, то один из них по праву считается королем философской мысли — это великий калининградец Иммануил Кант. У него есть «Критика чистого разума» и «Критика практического разума», но при этом он все же не стал только разрушителем, найдя и утвердив много умных идей.

Петух

Космизм Петуха не сразу бросается в глаза, на визуальном уровне он противоречит активной, действенной психологии знака. Как же сочетается в одном человеке космическая мечтательность и приземленная активность? Что ж, эти качества чаще воюют между собой, чем мирно уживаются. Например, легендарная неспособность доводить дела до конца в определенном смысле связана с тем, что Петух устает. А силы свои пополнить он может только одним единственным путем — через сон, мечтания, расслабленность и отгороженность от мира.

Для общительного и работящего Петуха такой способ ликвидации энергетического дефицита кажется неожиданным. Затворничество, молитвы, мечтания? Уж нет ли тут ошибки? Дело в том, что Петух несколько сдвинут к скептицизму. Он, конечно, должен мечтать, молиться и взывать к медитативным ценностям. Но делать все это без излишнего фанатизма. Надо чередовать поиски нирваны с активным рысканием по жизненному полю.

И все же Космический оптимизм с его философствованием и надмирностью остается флагом знака. «Председатель земного шара» Велемир Хлебников создавал «звездный язык». Александр Чижевский попытался связать мировую историю с влиянием солнца. Можно вспоминать философию Кьеркегора, поэзию Навои, прозу Фолкнера, кинематограф Григория Чухрая, но лучше всего о космосе Петуха говорит музыка знака. В некоторой степени Джузеппе Верди, но в большей степени Рихарда Вагнера, который осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. Величественные музыкальные драмы на мифологических сюжетах — это именно то, что более всего соответствует космическому масштабу Петуха.

Два других Космических оптимиста — Тигр и Дракон вытаскивают свою космичность из собственной же взлетности. От этого и философов и поэтов у Тигра и Дракона намного больше. Петуху же свой космический настрой приходится сочетать с приземленной психологией.

Драматические знаки — Змея, Крыса, Коза

Главная проблема — где взять энергию — легко решается этими знаками, ведь вокруг столько «бурдюков», в которых плещется живительная энергия человеческого общения. Да, вы не ошиблись, речь пойдет о вампирах, о добрых старых пиявках, отсасывающих дурную кровь, а также (статья опубликована на ) о тех злодеях, кто способен полностью обескровить человека.

Не на природе и не в молельнях, а только в живом человеческом общении Драматические знаки обретут потерянные силы, поправят подорванное здоровье, добавят себе румянца на щеки. Лучше всех об этом сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Знал, о чем говорил, он ведь в год Крысы родился. Так что общаться и еще раз общаться, как завещал Сент-Экзюпери. Никакого затворничества, никакого уединения. И в лесу, и в горах, и в храме божьем Драматизатор будет искать только общения, процесса, связанного с эмоциональным обменом.

Дабы не происходило путаницы и смешения разных видов топлива, общаться с людьми им надо не на информационном уровне, а на эмоциональном. Рациональное сознание надо отключить, а эмоциональное максимально усилить. А еще хорошо помнить, что данный темперамент в нашем сознании связывается с максимумом энергии. На деле у холериков-Драматизаторов — минимум энергии, а ведут они себя сверхактивно, чтобы взбодрить организм, как-то оживить его. Немудрено, что за вспышками активности вполне могут последовать глубочайшие депрессии. Надежного источника энергии, который постоянно бы подпитывал эти знаки, в природе не существует.

В экстренных случаях, когда надо получить большое количество энергии, используется особая вампирская техника. Энергетический объект должен быть расслаблен и умиротворен, его надо очаровать и задобрить, может быть, накормить или напоить. Затем происходит внезапная атака, какое-нибудь нелепое оскорбление. Неопытный объект обязательно раскроется, взорвется изнутри и начнет излучать энергию общения щедрым потоком. Тут уж не зевай — черпай ведрами. Охраниться же от вампира легче легкого, не надо впускать их в свою эмоциональную сферу, не надо поддаваться на их провокации. Будьте равнодушнее, равнодушному человеку вампир не страшен.

Окрашивание мира у большинства Драматизаторов двоякое — очень черное всегда чередуется с судорожно активным. Уильям Шекспир (Крыса) в таком графике жил и творил: то мрачного «Макбета» напишет, а то развеселенькое «Укрощение строптивой», то «Гамлета» создаст, то «Двенадцатую ночь». В чередовании очень черной и очень светлой музыки прожил жизнь Петр Чайковский (Крыса). В том же ключе действовал Александр Пушкин (Коза), чередовавший мрачные и светлые краски. Причем, что важно — краски редко смешивались внутри одного произведения. Разве что «Пир во время чумы», подаривший очень удачный лозунг для данного типа темперамента.

Вместе с Природными оптимистами Драматические знаки образуют шестерку социально активных знаков, людей близко к сердцу принимающих человеческие проблемы. Сочетание неподдельного интереса к людям со способностью погружаться в глубины собственного сознания делает знак одаренным во всем, что связано с пониманием человека — это психология, медицина, педагогика, ну и так далее.

Таким образом, обилие Змей, Коз или Крыс среди магов, колдунов, экстрасенсов и просто врачей вполне закономерно. Пока эти пиявки пускают нам дурную кровь, все идет хорошо, наблюдается лечебный эффект. Но длительный контакт с такой медициной должен настораживать, ибо с «плохой» энергией начнет утекать и хорошая.

Крыса

Самый бурный, самый буйный темперамент, Драматический, подогревает кровь Крысы. Разумеется, не у всех этот тип темперамента прорисован явно и ярко, тем не менее, способность любое, даже самое заурядное событие превращать либо в самый яркий праздник, либо в самую страшную трагедию вполне характеризует жизненное кредо Крыс.

Интересно, что сверхчувствительная драматическая энергетика Крысы находится в очевидном противоречии с психологическим бесчувствием. Но такова уж специфика знака. Так, в юности глубина и тонкость переживаний скрываются за грубыми манерами, молодежным жаргоном, шокирующими идеями.

Никакого негатива просто в темпераменте нет, а потому не стоит сдерживаться и если есть реальные перепады в настроении, то надо дать им волю. Хочется плакать — плачьте, хочется смеяться — смейтесь. А вот что надо знать точно, так это то, что в момент глубокого энергетического спада необходимо обращаться к спасительному для Драматизаторов источнику энергии — ударному человеческому общению. Всегда можно одолжить энергию у чересчур активных людей. Именно общение с ними спасет захондрившую Крысу.

Драматический темперамент, позволяющий обыденные, на первый взгляд, ситуации, превращать либо в комедии, либо в трагедии, дает Крысе драматическую гениальность. Самую серую жизнь Крыса превращает в увлекательный спектакль. Гениальный представитель знака — Уильям Шекспир. Своим творчеством он замечательно иллюстрирует энергетический разброс — от комедий с беспредельным весельем и гульбой (например, «Двенадцатая ночь») до трагедий, в которых темно как в черных дырах, нет ни лучика, ни звездочки (например «Макбет»). То же можно сказать о творчестве Петра Чайковского. Перепады в музыке грандиозные — от великой радости до столь же великой тоски.

Змея

Многие противоречия Змеи связаны с ее темпераментом. У Змеи драматический темперамент — активный, черный. Они либо впадают в черноту бездонную, воспринимая любое действие как жуткую трагедию, либо устремляются в иную крайность, ликуя и веселясь без особых на то поводов. Парадоксальность этого темперамента очень хорошо видна в быту: балагуры и весельчаки, время от времени впадающие в депрессию, либо, напротив, черные мизантропы, ни с того ни с сего уходящие в радостные и могучие загулы.

Наиболее ярко этот перепад в своем творчестве продемонстрировал родоначальник большой русской прозы Николай Васильевич Гоголь, перешедший от безудержного веселья ранних произведений к мрачному восприятию все более и более мертвых душ русского народа. «Светить всегда, светить везде», — такой видел свою энергетику Владимир Маяковский. А оказалось, что внутри его солнца черным-черно.

В результате всех этих перепадов Змея оказалась знаком номер один в печальном списке самых знаменитых самоубийц. Александр Радищев, Владимир Маяковский, Стефан Цвейг, Ян Потоцкий, Александр Ляпунов. Самоубийц такого ранга у других знаков один-два. Для огромного числа великих Змей тема самоубийства стала одной из важнейших во всем творчестве. Тут Федор Достоевский и Николай Некрасов, Иоганн Вольфганг Гете и Шарль Бодлер, Алексей Писемский и Василий Гроссман, Густав Флобер и Эдгар По. Конечно, Змея не владеет монополией на самоубийство. Обезьяна, Коза, Тигр, Крыса также находят причины свести счеты с жизнью. Но никто не делает это так осознанно, расчетливо и хладнокровно, как Змея.

Мучаясь со своей ущербной физиологией и не менее ущербной психологией, Змея буквально излучает черноту, мрак и смертельную усталость. Иногда это излучение сжигает самого излучателя. Но чаще Змея пытается отравить своей тьмой окружающих. Кончают жизнь самоубийством герои книг Гете и Достоевского, но также ведут себя и живые реальные люди, окружающие Змей. Эренбург заметил, что в окружении Пабло Пикассо было аномально много самоубийц, хотя сам Пикассо производил впечатление достаточно жизнерадостного человека.

Коза

Если в буйстве Крысы и Змеи кто-то еще может усомниться, то Коза — драматизатор классический, эталонный. Особенности драматического мировосприятия чувствительная и безвольная Коза доводит до апогея — если гулять и веселиться, то так, чтобы весь мир залился светом, а если горевать, то так, чтобы мир утонул в слезах.

Этот разброс удивительным образом проявился в известном парадоксе рождения в одном году (1883) и в одном городе (Прага) двух писателей якобы противоположного темперамента. «Отец» бравого солдата Швейка Ярослав Гашек пишет легко, светло, радостно, а главное смешно. А вот Франц Кафка пишет мрачно, страшно, его мир полон трагического бессилия, обреченности «маленького человека».

Так, большинство Коз, где бы и когда бы они ни родились, пытаются найти свое место на черной или на белой половине бытия. Середины они не знают или не хотят знать. Впрочем, истинно великая Коза пробует найти себя в обоих крайних сочетаниях. К примеру, Александр Пушкин достаточно быстро переходил от развеселых сказок к мрачным трагедиям. Так было в центральных для него 1830 и 1831 годах. Тогда же Пушкин написал «Пир во время чумы», где продемонстрировал, как жуть трагедии идет об руку с самым безудержным весельем.

Можно исследовать не произведения, а факты биографии великих Коз, но от этого мало что изменится. Тот же Пушкин или, скажем, более близкий к нам по времени Сергей Есенин в своей жизни самым невероятным образом чередовали чрезмерное веселье и безудержную хандру, беззаботный смех и горькие слезы. Сейчас Козы помельче, и в основном идет специализация. Анатолий Приставкин вечно плачет, Филипп Киркоров все поет да смеется. Впрочем, в последнее время и у Киркорова появились трагические нотки.

Козы, потерявшие много энергии и попавшие в депрессивное состояние, подпитываются человеческими жертвами, то бишь человеческой энергией. Взять они ее могут в процессе общения, но не всякого, а выстроенного определенным образом. Для получения нужного количество энергии им необходимо спровоцировать человека на эмоциональный выброс. Причем речь идет не только о радости и смехе, что было бы естественно, но также (статья опубликована на ) страхе, гневе и даже ярости.

Обычно делается так: сначала человека надо успокоить, размягчить, может быть даже ублажить комплиментами и ласками, затем резко оскорбить или обидеть. Человек вскипает и начинает излучать энергию во все стороны. Тут-то и происходит энергетическое закусывание. Особенно хороши для кровопийц природные оптимисты — Лошадь, Бык, Кабан. Эти отдадут энергию с легким сердцем и сами поедут на природу подкрепляться.

В данном способе питания очень остро встает нравственная проблема. Согласен ли донор на отдачу энергии, нужно ли спрашивать у него разрешение? Для столь нравственного и гуманного знака, как Коза, это вопрос не риторический. Оправдывает Коз то, что забор энергии они производят неосознанно, спонтанно. А когда понимают, что рыльце у них в чужой энергии, даже раскаиваются. Увы, вампир и есть вампир, оправдываться не надо. Просто жертвы надо выбирать среди пышущих здоровяков, им даже полезно потерять энергетические избытки, очиститься, так сказать. А вот нападать на тех, кто еле ноги волочит — это уже подло!

Скептические знаки — Обезьяна, Кот, Собака

Парадоксальность этой энергетической группы состоит в том, что с одной стороны они социально пассивны, конкретные людские беды и заботы Скептиков затрагивают не сильно. С другой стороны, Скептики призваны очень много общаться с людьми, ведь источник их энергии — это умные разговоры. Таким образом, общаться надо, но постараться не возбуждать в разговоре эмоционально значимых тем, необходимо переводить беседу в русло теоретических, умственных рассуждений, с большой долей абстрактности. Скептик продолжает мыслить в любой обстановке и никогда не позволяет властвовать своим эмоциям.

Для утоления энергетического голода малой степени собеседник вообще не нужен, можно обратиться к умной книжке, к великим мыслителям прошлого. Кажется, что перед нами тип интеллигентного человека, готового питаться книгами и умными разговорами. На самом деле Скептики — тоже вампиры, только более мягкие, по сравнению с Драматизаторами. Своими бесконечными тягучими разговорами они вытягивают из людей энергию внимания, преклонения перед умом говоруна. Кроме того, скептический подход к жизни должен вызвать у собеседника оппозицию, стремление убедить нытика-вампира в том, что все не так уж и плохо. Именно в этот момент из человека пойдет поток позитивной энергии, который Скептик с удовольствием сжует. Выходит, вампиризм скептического типа не очень опасен. Но в нем совершенно нет лечебного эффекта, как у Драматизаторов, так что потери хоть и маленькие, но совершенно неизбежные.

Окрашивание мира Скептиками тяготеет к серо-коричневым тонам. Впрочем, развеять скуку и серость всегда можно с помощью хорошей шутки. Никто не нуждается в шутке так, как Скептики. Именно они являются главными заказчиками комедий. Драмой Скептика не расшевелишь, только щекоткой. С засильем скептических знаков среди пишущих юмористов связано поверие, что все юмористы люди мрачные.

То, что мы ныне называем «окном в мир» — телевизор — на самом деле является форточкой, в которую улетает куча нашей энергии. И все благодаря бесконечным аналитическим программам, ведь практически все аналитики родились под звездой скептицизма. Евгений Киселев («Итоги») — Обезьяна, Владимир Познер («Времена») — Собака, Михаил Леонтьев («Однако»), Владимир Соловьев («К барьеру») — Кот.

Кот

На первый взгляд, мечтатель, подкрепляющийся энергией из космоса. Не обольщайтесь! Кот разрушает эту традицию, живет и действует в согласии с канонами скептического темперамента, обычно именуемого меланхолическим. В этом он подобен Обезьяне и Собаке, знакам деятельным и мрачноватым, что характерно для людей много и напряженно работающих и от этого вечно усталых.

Таким образом, Кот, частично обращаясь к звездам, самую пригодную для своего темперамента энергию черпает в мудрости, в знаниях, в умных разговорах, серьезных размышлениях. Ну а поскольку любая мудрость всегда умножает печаль, великомудрый Кот — ученый скептик, человек ироничный и настроенный ко всему критически. Возвышенная мечтательность, идущая от Взлетности, парадоксально окрашивается грустной улыбкой всезнающего и умудренного жизнью человека.

Самый яркий пример в литературе — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Реалистическая канва романа вполне меланхолична — все главные герои умерли, остальные сошли с ума. Однако есть и космическая версия: мастер заслужил покой, Маргарита с ним, Понтий Пилат бежит по лунной дорожке, ну и так далее...

Концовка самой веселой книги России «Золотой теленок», созданной в соавторстве Кота и Петуха, также не слишком веселая — Остап повержен и унижен. Однако ж не убит, как планировалось в первой книге. Перечитайте концовки романов Вальтера Скотта, Стендаля, Голсуорси. Все то же самое.

А еще скептический темперамент очень помогает умнеть, ведь ум — это функция сомнения. Кто не сомневается, кто не воспринимает информацию критически, никогда не станет умным, а потому Котам, при всей их лени и мечтательности, не слишком трудно стать учеными. Символом учености стал Альберт Эйнштейн, однако физиков-Котов и без Эйнштейна хватает — у нас это Сергей Вавилов, Анатолий Александров, в мире — Джеймс Максвелл, Мари Кюри... А ведь был еще и Михаил Ломоносов!

Обезьяна

Чрезмерное доверие поверхностным зоологическим аналогиям и мультфильмам про веселых обезьянок не всегда полезно, ибо представление о темпераменте Обезьян мы получим там совершенно неверное. Насмотришься таких фильмов и увидишь, что обезьяны постоянно галдят, орут без остановки, жутко суетятся и скачут по деревьям, как ошпаренные. Среди Обезьян практически не заметно излишне темпераментных людей. Обычно это весьма спокойные, уравновешенные люди, неспешные и малоподвижные, не позволяющие себе никакой экспрессии. И в этом нет ничего удивительного — ведь Обезьяна тоже обладает скептическим темпераментом.

Обезьянам пристало не орать и носиться взад-вперед, а грустить и позевывать от скуки. Впрочем, это все внешнее, а стало быть, не главное. Темперамент знака не столько командует внешними эффектами, сколько определяет общую жизненную стратегию, задает энергетический баланс, определяет способ восприятия бытия. Так вот Скептик, он же меланхолик, смотрит на жизнь несколько отстранено, его эмоциональная вовлеченность во всеобщее безумие страстей не велико. Способ, которым он отгораживается от мирской суеты достаточно прост — включается интеллект, все подвергается сомнению, на все происходящее в жизни смотрится скептически.

Может показаться, что данный темперамент не в состоянии принести человеку силу, а всего лишь позволяет экономить энергию, полученную где-то еще. На деле это не так. Скептик может получить любое количество калорий, если научится правильно мыслить, освоит самые прогрессивные формы поглощения мировой мудрости, а главное, обретет специфичный ироничный подход к любой проблеме, на все посмотрит со скептической ухмылкой. В определенном смысле данный темперамент можно считать вялой формой вампиризма. Скептик тянет энергию из людей, не прибегая к скандальным формам, через нудные жалобы на здоровье, на невезение, на потерю смысла в жизни. Понятно, что лучшими объектами для такого вялого вампиризма являются идеалистически настроенные Космические оптимисты.

Интересным аспектом зябкого обезьяньего темперамента является пристрастие к теплым странам. Удрал на Таити живописец Поль Гоген, в теплые края эмигрировали русские писатели-Обезьяны. Начинал Александр Герцен, продолжали Василий Аксенов и Владимир Войнович. Причем никто из них не терял за границей работоспособности, не впадал в тоску по родине. Чехов Антон Павлович тоже, между прочим, к югу потянулся, чахотку залечивать. Думается, что Ялта помогла ему продлить жизнь. Андрей Тарковский, такой вроде бы русский режиссер, с ног до головы. А тоже уехал в теплую Европу и стал там совсем для нас иностранным. По крайней мере, последние его фильмы русскими назвать трудно. Гимн для всех Обезьян написал бард Виктор Берковский: «И я хочу в Бразилию, к далеким берегам...». Зябнет Обезьяна в холодных краях, тянется от недостатка энергии к солнцу и теплу.

Как всегда, для проверки темперамента необходимо обращать внимание на концовки литературных произведений. Вспомните, как кончаются пьесы у Чехова. Грустные концовки всегда найдутся у Диккенса, что касается Байрона, то его герой Чайльд Гарольд — это уже имя нарицательное для людей подверженных хандре, тоскливой отгороженности от людской суеты. Что-то грустное всегда есть в запасе у выдающегося драматурга Евгения Шварца. Почитайте его пьесы или посмотрите порожденные ими фильмы или спектакли.

Собака

Меланхолическая мрачность Собаки кажется совершенно неизлечимой. Однако посмотрите, как она расцветает, когда есть возможность блеснуть своим великолепным интеллектом. Собака обладает специфическим, скептическим, насквозь ироничным взглядом на окружающую нас действительность.

Собачья ирония, язвительность и даже собачья сутулость — все это следствие Скептического темперамента знака. Собака отгораживается от мира людских страстей своей издевкой, интеллектуальной усмешкой, скептическим отношением ко всему на свете. Без Собаки понятие сатиры было бы немыслимым. В первых строках, конечно же, Михаил Салтыков-Щедрин и Александр Грибоедов. Из современников, конечно же, Михаил Жванецкий и Виктор Шендерович, способные все высмеять, надо всем поиронизировать. Тут же и «отец» черного телевидения Александр Невзоров, телеакадемик Владимир Познер, язвительный и ядовитый Михаил Леонтьев. Рядом с ними легко представить искателя истины Андрея Караулова.

Тем, кто не хочет искать примеры скептицизма и меланхолии среди современников, следует перечитать «Горе от ума» Грибоедова или таких прославленных умников, как Курт Воннегут или О'Генри. Кто возьмет на себя смелость утверждать, что работа ума у этих авторов менее заметна, чем описание пейзажей или тонкость прорисовки характеров?

Что касается пессимистического аспекта данного темперамента, то смотреть надо не столько, скажем, на сам текст, сколько на концовку произведения. Лучшая концовка у писателей-Собак — это убийство всех врагов (тот же «Граф Монте-Кристо»), худшая — это конец света («Колыбель для кошки» Курта Воннегута).

Приписывать Скептикам депрессивность несправедливо. Да, выглядят они мрачновато, но это не депрессия, это их взгляд на мир, который они, не без основания, видят в мрачных тонах. Если все же уйдут силы и начнется реальный энергетический кризис, то энергию надо искать в умных книгах, умных же беседах, в разного рода истинах. Нашел какую-нибудь истину, встал с одра и пошел себе дела делать.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика