Александр Невский
 

Раз словечко, два словечко — будет песенка

Который раз убеждаешься, что соседи — это «двигатель прогресса». В моем случае таким «двигателем» стала Галина Серафимовна со второго этажа.

Старушка, критически настроенная ко всем и всему и в некотором смысле сварливая. Однако именно она «помогла» моей дочери научиться хорошо петь.

Бабуля Галя, как обычно, сидела у подъезда на лавочке и, как обычно, ждала свою «жертву». На сей раз ею стала я.

А наш Женечка поет в хоре. Вы знаете, как он поет? — восторженно без предисловий атаковала она меня.

Ну и как же?

Замечательно. А вашу Любочку очень жаль, она все песни на одной ноте поет, как в трубу бухает. Ее ни в какой хор не примут, — сочувственно сказала старушка. — Да, да. У нее совсем нет музыкального слуха.

Видно, в меня пошла, — ответила я и обиделась...

Немножко подумав, я поняла, что просто обижаться недостаточно, и решила завтра же штурмовать хоровые кружки.

Оказывается, не я одна привела на хор ребенка, как мне казалось, без слуха. Таких много. И самое интересное, что практически никому не отказывают в зачислении. Конечно, существует прослушивание, ребенка просят определить верхнюю и нижнюю ноту, прохлопать определенный ритм и тому подобное. Если у малыша не все выходит, ему помогут.

Для меня стало открытием, что слух можно развить. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. В хоре дети, прежде всего, учатся слушать: себя, соседа, ноты. Одни детки уже через два месяца поют соловушками, другие целый год распеваются, пока перестанут фальшивить — все зависит от способностей конкретного ребенка.

Младшие

С малышами занятия проводят иначе, чем в старших группах. Оксана Ткаченко, руководитель Киевского детского хора академического пения «Веснянка», говорит, что работать с трехлетками очень интересно. Они такие эмоциональные, и очень старательные. Первые занятия для крошек — исключительно игровые. Даже во время распевки они крякают, мяукают, мычат, хрюкают...

Дети не могут длительное время оставаться неподвижными, поэтому большую часть урока юные певцы двигаются, что-то изображают. Музыкальные игры к каждому новому занятию специально придумывает хормейстер. Например, нужно изобразить цветок: как он растет, развивается, а потом вянет. Это и игра, и хорошее дыхательное упражнение: дети набирают полные легкие воздуха и постепенно его выпускают, показывая, как цветок вянет. Это очень важно для формирования правильного дыхания при пении.

Каждый малыш приносит с собой на репетицию любимую игрушку. Плюшевые собачки, медвежата, куклы — внимательные слушатели, ради которых их хозяева очень стараются спеть как можно лучше.

Не последнюю роль в успехах детей играет их отношение к руководителю. Маленькая Лена так полюбила хормейстера, что с открытым ртом внимала каждому ее слову и старалась правильно все повторять.

Хотя трехлетки с удовольствием поют детские песенки, долго задерживаться на одном произведении им скучно. Поэтому, педагоги стараются быстрее перейти к разучиванию нового, при этом не забывая повторять пройденное.

Старшие

Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно интонировать, чем трех-четырехлетнему малышу, но вполне возможно, было бы желание и терпение.

В старших группах занятия насыщеннее, репертуар сложнее. На смену одноголосым детским песенкам приходят сложные классические произведения, например, Моцарта, Люлли. На разучивание одного произведения уходит много времени. И хотя шестнадцатилетние тоже не любят «засиживаться», ради качественного звучания приходится стараться.

Застенчивые дети и непоседы

Если малыш по природе своей стеснительный, боится слово сказать при посторонних, то хоровая школа поможет ему обрести уверенность в себе. На занятиях дети строят друг другу рожицы (своеобразная лицевая гимнастика), тем самым учась выражать свои эмоции. А выступая на концертах, они постепенно преодолевают свой страх перед сценой и большим количеством людей.

Другое дело — непоседливые, шустрые ребятишки. Им тяжело усидеть на одном месте, куда интереснее побегать вокруг рояля. В основном — это малыши, которые еще не, знают, зачем родители их сюда привели. Со временем они усвоят правила поведения на занятиях, перестанут кричать в самый неподходящий момент и научатся хорошо себя вести на репетициях и концертах.

В детский садик маленький Ваня никогда не ходил, а сидел дома с бабушкой. Когда его впервые привели на репетицию, он кричал и бегал по всему залу. Преподаватель подозвала мальчика и спросила: «А ты можешь гудеть как паровоз?» Ваня радостно продемонстрировал всю силу своих голосовых данных.

Ему так понравилась игра, что после этого он «озвучил» не только паровоз, но и прочую известную ему технику.

Исправление дефектов речи

Оказывается, пением лечат заикание. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом избавляется от своего недуга. Таким же образом хор помогает детям, которые не выговаривают некоторые звуки. Помню одну свою знакомую, у которой сын, как собственно и многие дети его возраста, не выговаривал звук «р» и шипящие. Ребенок буквально две недели походил на хор, и стал чудесно «рычать» и «шипеть», на радость маме.

Выбирая хоровой кружок для своего ребенка, обратите внимание на следующее:

  • в хор принимают малышей с трех — четырех лет, но при большом желании не откажут и десятилетнему;
  • пообщайтесь с руководителем хора, от него во многом зависит, понравится ли ребенку заниматься пением;
  • обратите внимание на атмосферу в группе, умеет ли педагог увлечь детей музыкальной игрой;
  • посетите одно занятие, присмотритесь, не повышает ли хормейстер на детей голос;
  • узнайте репертуар хора.

 
© 2004—2025 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика