Алвар Аалто
Аалто Алвар (1898-1976) — финский архитектор и дизайнер. Можно ли дешевый камень превратить в золотой? Алвар Аалто считал, что именно для этого и существует архитектура. Он никогда не использовал «холодных», грубых материалов там, где с ними будет соприкасаться человек. Больше всего он любил дерево и камень.
И свой первый самостоятельный архитектурный проект осуществил, когда ему было всего двадцать лет. Он, еще студент, сам реконструировал купленный родителями деревянный дом в деревне Алаярви и построил деревянную колокольню.
Те, кто знает толк в архитектуре, считают, что в использовании дерева Аалто не было равных. Во всех его проектах этот материал применялся не только как отличный формообразующий, но и гуманизирующий среду элемент. Например, когда в 1938-1939 годах Алвар Аалто взялся проектировать загородный дом-виллу «Майреа» для своих друзей — архитекторов Майры и Гарри Гулликсен, он использовал дерево и для внутренней, и для наружной отделки, раскрывал живописные цветовые и фактурные сочетания березы, тика, ели, сосны и даже специально спроектировал деревянную мебель. Интерьер получился теплым и уютным. А деревянные элементы в наружной отделке помогли очень естественно вписать кирпичный дом в окружающий лесной ландшафт.
Специалисты сравнивают виллу «Майреа» с известным домом над водопадом Ф. Райта, который был построен в 1937 году. Та же естественность, живая перекличка с окружающей природой. Алвар Аалто использовал принцип «перетекающего» пространства, успешно воплощенный двумя лучшими архитекторами XX столетия: Ле Корбюзье — в вилле «Савой» и Мис ван дер Роэ — в доме Тугендхата. Но постройка Аалто, можно считать, более гуманна. И не только потому, что при желании отдельные участки пространства легко изолируются друг от Друга. Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ использовали преимущественно искусственные, «холодные» материалы — стекло, бетон, металл. Даже природный камень у них воспринимается как контраст по отношению к тому, что создано руками человека. Но этот же самый камень более чем естественно смотрелся во всех постройках Алвара Аалто.
Хуго Алвар Херник Аалто родился 3 февраля 1398 года в Куортане (Центральная Финляндия) в семье лесника. Он с детства учился понимать природу, относился к ней с трепетом и любовью.
В конце XIX — начале XX века в Финляндии начались революционные волнения. Это была реакция на репрессии царского правительства. Когда 31 декабря 1917 года Финляндия обрела независимость, Алвар Аалто уже год учился на архитектурном факультете Хельсинкского политехнического института у одного из самых известных финских архитекторов-рационалистов Сигурда Фростеруса. В рационализме, основы которого закладывались еще в конце XIX века, целенаправленно осваивались и переосмысливались все новейшие достижения науки и техники.
В 1921 году после окончания учебы Алвар Аалто отправился в путешествие по Центральной Европе и Скандинавии. К этому времени лидеры рационализма уже занимались в основном проектированием промышленных и транспортных сооружений. Популярным сделался неоклассицизм. Он оказал огромное влияние и на развитие финской архитектуры, которая в начале XX века переживала сильное увлечение «национальным романтизмом», рожденным на стыке модерна и традиций финского народного зодчества. Развитие финского неоклассицизма, а позже и функционализма связывают с именем шведского архитектора Гунна-ра Асплунда.
Официальным дебютом Алвара Аалто можно считать участие в индустриальной выставке в Тампере в 1922 году. А в 1923-м молодой архитектор открыл свою проектную контору в Ювяскюля. С 1925-го он начинает сотрудничать со своей будущей женой Айно Марсио.
Наиболее выразительной неоклассической постройкой Алвара Аалто считается рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный в 1923-1925 годах. В проекте чувствуется непосредственная связь с архитектурными образами итальянских палаццо, очень популярных в эпоху Возрождения. Глухой прямоугольный объем приподнят над первым этажом на опорах, которые имеют вид полуколонн. Фасады напоминают дорический ордер, где за своеобразным фризом расположен зрительный зал. Чуть позже в том же стиле неоклассицизма Аалто спроектировал и церковь в Муураме.
В 1927 году Алвар Аалто переехал в город Турку, который стал центром нового архитектурного направления — функционализма, утверждающего примат утилитарно-практической функции архитектуры над формой. Немецкие архитекторы довели один из принципов функционализма — зонирование территории для каждой жизненной функции («жить, работать, отдыхать, передвигаться») — до механистичности. Финский же архитектор, который, путешествуя по Германии, видел выставку функционалистов «Новое жилище» в Штутгарте и посетил в Дессау «Баухауз» основоположника функционализма Гропиуса, по-своему переосмысливая принципы этого архитектурного направления, победил в нескольких конкурсах и в конце 1920-х — начале 1930-х годов спроектировал вместе с Брюггманом выставку, посвященную 700-летию Турку, построил туберкулезный санаторий в Паймио, библиотеку в Выборге. Алвар Аалто становится одним из самых популярных архитекторов. Он продумывал каждый свой проект до мельчайших подробностей, и в 1931 году создал фирму «Артек» по производству осветительной аппаратуры, мебели, художественного стекла, текстиля, которая просуществовала до нашего времени и сегодня разрабатывает наборы обстановки не только для жилых, но и для общественных помещений.
В 30-е годы Аалто, как и другие ведущие финские архитекторы — Брюггман, Экелунд, участвует в разработке проектов «минимальных квартир» и начинает широко использовать дерево как в сооружении павильонов выставок, так и жилых домов (самый яркий пример — вилла «Майреа»).
Очень оригинально спроектировал Алвар Аалто в 1939 году павильон Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Все внутреннее пространство поражало непривычной асимметричностью — с одной стороны была расположена изогнутая стена-экран высотой 17 метров, с другой- находился балкон с рестораном. В этом же году в Америке была организована выставка работ Аалто, и его пригласили читать лекции в Массачусетском технологическом институте.
Алвар Аалто всегда стремился к созданию так называемых органических форм, использовал для большей выразительности фонари верхнего света, волнообразные, выполненные в бетоне, кирпиче, дереве стены и потолки, придумывал мебель, дверные ручки и другие элементы предметной среды. Он утверждал, что «когда мы добьемся того, что сможем, пользуясь одним и тем же стандартным элементом, достигать разнообразных целей, причем основной сущностью каждой вещи станет ее гибкость, мы преодолеем опасности пути между Сциллой и Харибдой, примирим индивидуализм и коллективизм».
Жизнь в США, где Алвар Аалто провел годы, когда в Европе шла Вторая мировая война, убедила финского архитектора в несовершенстве чисто функционального подхода к архитектуре. В 1948 году он, уже профессор Массачусетского технологического института, спроектировал шестиэтажное общежитие, которое не только имело изогнутую форму, но и было облицовано темно-красным клинкерным кирпичом, который в 50-е годы определил целый период его творчества, названный «красным».
Самыми известными постройками этого времени считаются общественный центр в Сяюнатсало и главное здание Политехнического института в Отаниеми. Именно кирпичная облицовка соединяет здания с основанием, с землей. Постепенно архитектор еще больше усложняет задачу и превращает кирпич в пластичный, формообразующий элемент. Как для постройки общежития в Кембридже, так и Дома культуры в Хельсинки он использовал специальные трапециевидные кирпичи, из которых можно было выкладывать криволинейные поверхности.
Даже его собственный дом неподалеку от Сяюнатсало превратился в своеобразную архитектурную лабораторию, где Аалто изучал, как разные типы кладки взаимодействуют с растительностью — травой, кустарниками, деревьями. Позже Аалто говорил: «У архитектора могут появиться новые мысли, когда он неожиданно обнаружит на камнях растительность с желтыми цветами; и какими бы смешными ни казались такие мелочи, они дают какой-то толчок».
«Красный» период творчества Алвара Аалто был связан с переосмыслением традиций средневековой архитектуры и национально-романтическим движением начала XX века. В «белом» периоде, который начался с функционалистических строений 30-х годов и приобрел новое звучание в середине 50-х, чувствуется влияние традиций северного классицизма и функционализма.
Белизна однотонных поверхностей, контрастируя с живописными ландшафтами, напоминает гладкую поверхность зеркально отражающих небо финских озер. Своеобразный эффект получается при взаимодействии белого цвета с цветными деталями из меди, дерева, керамики. Это особенно ярко видно на примере таких зданий, как собственное ателье Аалто в Мунккиниеми, церковь в Вуоксенниске, зал «Финляндия» в Хельсинки, музей в Олборге и др.
Очень внимательно относился Алвар Аалто и к оформлению интерьера. Прежде чем предложить те или иные светильники, он изучал психобиологические и функциональные свойства света. Он настаивал на том, что правильно спроектированный дом должен предоставлять не только каждой семье, но и каждому ее члену возможность уединения. Разрабатывая мебель и другие элементы интерьера, он утверждал, что все детали внутреннего убранства дома — не что иное, как компенсация контакта с природой. «Каждый может хотя бы в шутку вообразить, что изделия, наполняющие дом, — говорил Аалто, — являются символами естественных элементов. Изделия и предметы с их текстурой, цветом и формой представляют зеленые поля и цветы, короче говоря, мир, которого человек в больших городах лишен».
Все дизайнерские разработки Алвара Аалто, как и его архитектурные проекты, естественны и органичны.
Умер Аалто 11 мая 1976 года. Кроме него, пожалуй, ни один из архитекторов XX века не смог достичь такого поразительного, гармоничного, просто музыкального созвучия самых разных строений с окружающей природой.
Финны говорят, что, например, спроектированные Алва-ром Аалто белые здания нового общественного центра Хельсинки выражают сам дух «белого города Севера». А те, что облицованы красным кирпичом, особенно выразительно смотрятся зимой, когда в лучах заходящего солнца кирпич на фоне снега и неба вспыхивает как пламя. Великий архитектор и после смерти продолжает вести диалог с природой и с каждым из нас.