Александр Невский
 

Приложение 2. Провинциальный город Золотой Орды

Бырня П.П., Рябой Т.Ф. «К вопросу о топографии золотоордынского города в Молдавии. (по материалам Старого Орхея) // Новые исследования археологов России и СНГ. Материалы пленума ИИМК РАН. 28—30 апреля 1997 г. С-П. 1997 (с. 107—110). (в сокращении).

Социальный уклад феодальной эпохи отражался в облике и структуре средневекового города, его топографии посредством строений различного назначения: жилищ, хозяйственных, ремесленных и торговых сооружений. Решающую роль в определении облика города применительно к той цивилизации, которую представлял, играло присутствие, характер и расположение на его территории монументальных сооружений. Это были общественные здания, отражающие социальный уклад эпохи, монументальные объемы которых определяли силуэт города.

Материалы для исследования топографии золотоордынского города на территории Молдавии послужила данные археологических исследований в Старом Орхее. Шехр ал-Джедид, возникший, как и все города Золотой Орды, по приказу ханов, в течение короткого промежутка времени, являлся продуктом новой цивилизации, генетически не связанный с поселениями предшествующего и последующего времени и выполнял несколько иные функции, из-за чего его топография имела иной облик.

Планировочно-композиционным центром служила площадь, в центре которой возвышалась каменная мечеть. Это было прямоугольное монументальное каменное сооружение с мощным порталом, в раме которого имелась высокая арочная стрельчатая ниша. В глубине располагался малый прямоугольный портал, очерчивающий вход во внутренний двор. В северо-восточном углу здания — мощный шестиугольный фундамент для ствола минарета. В южной стене здания полукруглый выступ указывал на место михраба внутри мечети, обращенного на Кыблу, т. е. в сторону Мекки. Сведения о строительстве здесь мечети содержатся в надписи на одном из каменных блоков, которая гласит: «Благотворитель благочестивый приказал построить эту мечеть Алих... сан». Располагаясь в центре, мечеть с ее минаретом служила акцентирующей точкой города.

Здесь же на городской площади располагался караван-сарай — постоялый двор, где останавливались караваны с товарами. Он служил также общественным местом, где купцы узнавали новости о торговле, ценах, совершали сделки.

На центральной площади, между мечетью и караван-сараем, на территории более двух тысяч квадратных метров располагалась ювелирная мастерская, 11 тандыров (печи для выпечки лепешек), гончарные горны и другие сооружения. Все это составляло единый торговый комплекс на центральной площади, где обычно скрещивались главные улицы города и где располагались самые значительные городские строения: соборная мечеть, определявшая культовые и караван-сарай, определявший торговые функции города.

На окраине располагались общественные и культовые сооружения. НА правом берегу реки, окаймлявшей город с трех сторон, располагались три каменные бани. Это были крупные прямоугольные каменные здания с двумя (женским и мужским) отделениями. Наиболее крупной, с помещениями крестообразной планировки была баня, предназначавшаяся для зажиточных слоев населения. Бани — носители общественных и культурных функций города, являлись не только местом для мытья, но и местами встреч, общения и даже деловых переговоров.

Другими культовыми памятниками Шехр ал-Джедид, кроме мечети, были мазары и городские кладбища. На северо-западной окраине города, на самом видном месте, над обрывом каменного берега реки Реут, располагались два кирпичных мазара — мавзолеи, выражавшие религиозно-идеологические воззрения горожан-мусульман, являлись усыпальницами для высокопоставленных или духовных лиц. Местом захоронения рядовых горожан были два кладбища на западной и восточной окраинах города. На западном кладбище было вскрыто 136 погребений.

Жилища горожан располагались по всей территории города, но наиболее изучены в этом плане северная, западная, южная и центральная части поселения. В западной части города, на узком перешейке, располагались небольшие однокамерные дома, иногда на каменном фундаменте и круглые юрты. В северной, южной центральной частях города располагались жилища рядового населения — земляночного и полуземляночного типа, прямоугольной формы, снабженные тамбурами входа. Отапливались они печами, очагами, тандырами или канами — системой из отопительного сооружения (тандыра) с горизонтальными дымоходными каналами и дымоходной трубой.

На юго-западной окраине располагались группа печей для выжига извести, снабжавших строителей необходимым материалом для строительного раствора. За пределами города, на левом берегу реки, располагался гончарный район, где исследованы остатки ярусных горнов для обжига керамики.

Возникший в специфических условиях город Шехр ал-Джедид, судя по характеру его монументальных сооружений представлял собой город восточного типа, но не имел ни типичного арка-цитадели, ни общего торгово-ремесленного предместья-рабата, ни общей городской стены. Все это позволяет выделить его наряду с другими золотоордынскими городами, в особое явление, отличное от периферийных центров Золотой Орды, развивавшихся в районах с оседлой цивилизацией — Хорезма, Крыма и Волжской Булгарии.

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика