Александр Невский
 

Иконография

Наиболее ранние сохранившиеся изображения благоверного князя Александра Невского относятся к середине XVI века — времени его канонизации. Некоторые исследователи отождествляют с благоверным князем Александром всадника в доспехах и шлеме, представленного вместе с великомучеником Георгием, благоверными князьями Борисом и Глебом на новгородской иконе середины XV века «Знамение» Богородицы, однако других подобных изображений благоверного князя Александра неизвестно.

Существует два варианта иконографии святого — в монашеских и княжеских одеждах — оба этих извода появились одновременно. Однако, наиболее древние изображения святого Александра именно в монашеском образе. Вообще вплоть до XVIII века таких изображений значительно больше.

Одна из самых ранних икон, дошедших до нашего времени, изображает святого Александра Невского в монашеском облачении — это новгородская таблетка середины XVI века из собора святой Софии «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский». В настоящее время икона находится в Новгородском музее-заповеднике. Святой представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите».

Святой изображался также с куколем на голове: фреска середины XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля. Рядом с благоверным князем Александром представлен великий князь Иван Калита в монашеском одеянии и с нимбом. Также есть житийная икона конца XVI века из собора Покрова на Рву; крышка ковчега-мощевика конца XVI — начала XVII века — на свитке текст: «Потщимся со усердием, взыдем на гору Господню»; икона 1695 года, являвшаяся крышкой деревянной гробницы святого; икона XVII века из частного собрания с надписью: «Преподобный Александр Невский».

Иконография монашеского изображения святого характерна и для лицевых покровов, созданных в XVII—XVIII веках. На покрове, происходящем, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, выполненном в 70—80-х годах XVII века в строгановских мастерских, благоверный князь Александр Невский представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках — развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотого шитья одежд, нимба и фона. Иконописный подлинник рекомендует изображать благоверного князя Александра «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат».

Параллельно монашескому иконографическому изводу святого Александра Невского существовал еще и княжеский.

Княжеская иконография благоверного князя Александра представлена в монументальной живописи и книжной миниатюре XVI—XVII веков: в росписи 1565 года Архангельского собора Московского Кремля святой изображен в богато расшитой шубе и княжеской шапке, с крестом в правой руке.

Целый ряд миниатюр с воинскими победами Александра Невского содержится в Лицевом летописном своде. Описание битвы на Неве содержит ряд ярких эпизодов, которые позднее будут запечатлены в миниатюрах, иллюстрирующих Лицевой летописный свод, созданный во второй половине XVI века. На миниатюрах Лицевого свода представлены следующие эпизоды Невской битвы: молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед сражением; Гаврила Олексич въезжает на вражеский корабль; Александр ранит в лицо Биргера в Невской битве. Миниатюра Лицевого летописного свода, иллюстрирующая битву на Чудском озере, показывает помощь Небесного воинства князю Александру Невскому.

В XVII века продолжали развиваться обе линии иконографии. К началу столетия относится житийная икона святого Александра Невского, хранящаяся в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного). Икона была написана для церкви Александра Невского, построенной в конце XVI века в Московском Кремле; на протяжении XVII века туда совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впоследствии эта церковь была разобрана).

Этот храмовой образ происходил из некогда существовавшей на территории Кремля церкви в честь святого Александра Невского. В среднике изображен князь-схимник, окруженный 35 клеймами, повествующими о его жизни и чудесах.

В небольшом среднике — фронтальное изображение Александра Невского в рост в монашеском одеянии, надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий». Вокруг средника два ряда клейм, из которых 12, занимающих верхнее поле, посвящены событиям жизни святого, остальные — посмертным чудесам: первое — о «душевной грамоте», затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце — «Чудо о Донской победе» (Александр Невский оказывает помощь благоверному князю Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русского войска с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 году).

В монашеском облачении он представлен на иконе «Древо Московского государства» («Похвала Богоматери Владимирской»), написанной Симоном Ушаковым в 1668 году. Образ его размещен справа, у основания Древа государства. Обе ветви, символизирующие две составные части государства — власть светскую и духовную, — произрастают из Успенского собора Кремля и окаймляют чудотворный образ Богоматери Владимирской.

В живописи XVII века известно немало примеров иконографии монашеского варианта, как на иконе из церкви Успения на Апухтинке в Москве.

Во Владимире, в связи с особым почитанием Александра Невского как местного святого, в XVII веке была написана икона «Христос Вседержитель с припадающими князьями Александром Невским и Георгием Владимировичем». Местное почитание способствовало созданию особого извода изображений собора святых владимирских князей.

Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 году, когда после перенесения его мощей по указу Петра I в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру, был издан указ Святейшего Синода писать святого Александра Невского не в монашеских одеждах, а в великокняжеских. Монашеская иконография святого использовалась с тех пор лишь в старообрядческой среде.

В XVIII веке появляются новые вариации иконографии святого Александра Невского. Князя нередко изображали с видом Александро-Невской Лавры, как на иконе XVIII века из дворца Монплезир в Петергофе. Фигуру святого помещали, как правило, справа, а основное пространство доски отводилось для изображения зданий лавры.

В XVIII веке появилась также серия изображений Александра Невского с малым житийным циклом, состоящим из четырех клейм. Например, на иконе «Святой Александр Невский со сценами жития» второй половины XVIII века, написанной в селе Павлово-на-Оке, представлены сюжеты, иллюстрирующие битву на Неве.

Встречаются отдельные иконы с изображением князя на фоне Невской битвы.

В XIX веке есть интересный пример сочетания Богоматери Боголюбской с изображением коленопреклоненного Александра, хотя традиционно Богоматерь Боголюбская изображалась с князем Андреем Боголюбским. В XIX веке создавались житийные иконы благоверного князя Александра Невского с небольшим количеством сюжетов. В иконах-минеях Нового времени святой изображается в княжеских одеждах.

Большинство икон XVIII—XIX веков изображает благоверного князя Александра Невского именно так, как установлено Святейшим Синодом — в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.

В XX столетии святого Александра Невского изображали как в традициях «великокняжеского» извода, так и в образе схимника — в соответствии с рекомендацией Иконописного подлинника XVIII века: «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат».

Монахиней Иулианией (М. Соколовой) в середине 1970-х годов была написана в качестве учебного пособия для учащихся иконописного класса Московской духовной семинарии икона-таблетка святого Александра Невского, представляющая как великокняжеский, так и схимнический изводы.

Широкое распространение икон святого Александра Невского связано с той значительной ролью, которую играла Россия в мировой политике XIX века.

 
© 2004—2019 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика