Александр Невский
 

Известия о возможном участии Романа в политической борьбе в Германии: пожертвование монастырю Св. Петра

После внезапной смерти императора Генриха VI (28 сентября 1197 г.) среди немецких князей возникли два претендента на королевскую и императорскую корону, и началась ожесточенная борьба между сыном императора Фридриха I Барбароссы, швабским герцогом Филиппом (династия Штауфенов) и сыном саксонского герцога Генриха Льва, брауншвейгским графом Оттоном (династия Вельфов). Эта борьба расколола немецкую знать на два лагеря и привела к тому, что в 1198 г. сторонники Штауфенов и Вельфов провели параллельные выборы, избрав сразу двух королей — Филиппа и Оттона. Римский папа Иннокентий III встал на сторону Вельфов, и при его поддержке в марте 1291 г. король Оттон был провозглашен новым императором под именем Оттона IV.1

Папское подтверждение прав Оттона поколебало положение его противников. Вскоре новый император приобрел поддержку большинства немецких князей и в конце 1202 г. достиг апогея своего могущества. Под контролем его главного соперника короля Филиппа оставался только город Эрфурт с округой. Но положение Вельфов оказалось слишком непрочным, и уже в следующем году на сторону Штауфенов перешли ландграф Тюрингии, архиепископ Кельна, герцог Брабанта, король Чехии и др. Иннокентий III наконец также изменил свою позицию и стал склоняться к пользу Штауфенов. Противостояние длилось вплоть до гибели короля Филиппа в 1208 г.2

По-видимому, галицко-волынский князь Роман Мстиславич не только был хорошо осведомлен о происходивших в Священной империи событиях, но и являлся непосредственным участником противостояния Штауфенов с Вельфами, приняв сторону первых.

О прямых контактах Романа с королем Филиппом Швабским и его союзниками свидетельствует посещение галицким князем Эрфурта.

В синодике монастыря Св. Петра, расположенного в этом городе, есть упоминание о «короле Руси» Романе, сделавшем щедрый дар обители и приобщенном за это к лицам, которых ежегодно поминали во время заупокойной службы в день их кончины:

Тринадцатые кал[енды] июля. Роман, король Руси, он дал нам тридцать марок.3

Эта запись может относиться лишь к галицко-волынскому князю Роману Мстиславичу, потому что «тринадцатые календы июля», под которыми она помещена в синодике, соответствуют 19 июня,4 и именно в этот день в 1205 г. русский князь погиб в битве с польскими князьями Лешком и Конрадом под Завихостом.5 В соответствии с церковной традицией, день гибели Романа должен был отмечаться как день его памяти.6

Необычное известие о Романе немецкого источника давно привлекает к себе внимание исследователей.7 Было выдвинуто немало версий по поводу возможных причин, побудивших русского князя к щедрому пожертвованию далекому католическому монастырю: тридцать марок равняются приблизительно семи килограммам серебра. Поступок Романа объясняли торговыми связями Юго-Западной Руси с Восточной Германией,8 а также личными симпатиями галицко-волынского князя к католической церкви.9 Строились предположения о наличии личных связей Романа с обителью в Эрфурте.10 По мнению А.Б. Головко, можно допустить, что в детстве Роман в течение некоторого времени находился на воспитании у эрфуртских монахов-бенедиктинцев.11

Нам представляется, что приведенное известие требует более детального рассмотрения.

Прежде всего следует отметить, что подобные дары иностранным монастырям, которые принадлежали к Западной церкви, не были каким-то исключительным явлением в практике древнерусских князей. Случались и более ценные пожертвования. Например, по данным Жития св. Мариана, основателя монастыря Св. Иакова в Регенсбурге, один из монахов этой обители по имени Маврикий, посетив русские земли, получил от «короля Руси» и «вельмож самого богатого города Киева» большое количество драгоценного меха, который стоил сто марок, — этих денег хватило для завершения строительства монастыря.12 Источник не приводит имени русского «короля»-жертвователя, но, по некоторым данным, им мог быть киевский князь Владимир Мономах.13

Тесные контакты с монастырем Св. Пантелеимона в Кельне имела жена Мономаха Гида. Имя «королевы Гиды» обозначено в синодике этого монастыря.14 Из другого источника — Слова о св. Пантелеимоне Руперта из Дойца — узнаем, что Гида «удостоилась стать сестрой» упомянутой обители «по щедротам своим».15 Следовательно, приобщению русской княгини к кругу лиц, которых поминали в монастыре, предшествовали щедрые пожертвования в его пользу, часть из которых была благодарностью святому за чудесное исцеление сына Гиды Мстислава.16

Княжеские пожертвования иностранным монастырям случались и в истории Галицко-Волынской Руси. В папских буллах от 1216 и 1218 гг. среди доходов венгерского монастыря Св. Димитрия на Саве (Савасендеметер) в Сремской Митровице есть упоминания о предоставлении ему какими-то «русскими королями из Галиции» (Rusorum Regibus apud Galizam), ежегодного дохода в виде 13 кантар воска (что должно было составлять около 700 кг).17

Имена этих князей в источниках искажены вследствие перевода первоначального текста с греческого на латинский язык и значатся как Василько (Basilic), Иван (Johann) и Владимир (Bladomero или Blaudemero). Вопрос об их идентификации остается дискуссионным. Иногда здесь видят не трех, а двух князей, которых отождествляют с сыновьями последнего галицкого князя из династии Ростиславичей Владимира Ярославича — Васильком и Иваном-Владимиром.18 Но более убедительной представляется мысль, что известие относится к более раннему времени и в нем идет речь о теребовльском князе Васильке Ростиславиче, его сыне Иване Васильевиче и племяннике Владимирке Володаревиче.19

В пользу такого решения свидетельствует титулование князей в папских буллах как «королей». Трудно представить, чтобы такой титул папская канцелярия применяла к сыновьям Владимира Ярославича, находившимся в изгнании в Венгрии и никогда не бывшим правящими князьями. Тем более это было невозможно, если упомянутые сыновья происходили от внебрачной жены князя (как это считают некоторые исследователи),20 поскольку в таком случае они были бастардами, то есть вообще не имели законных прав на княжескую власть. Современник Владимира Ярославича, краковский хронист Винцентий Кадлубек специально сообщает, что этот князь умер, «не оставив ни одного законного наследника».21 О незаконном статусе сыновей Владимира, рожденных от какой-то попадьи, было известно и киевскому летописцу.22 Маловероятно, чтобы об этом не знали в Риме и могли допустить подобную ошибку.

Как справедливо замечает А.В. Назаренко, пожертвование монастырю Св. Димитрия могло быть осуществлено галицкими князьями в первой половине 20-х гг. XII в., тем самым исследователь уточняет предыдущую более широкую датировку, предложенную Д. Дёрффи.23

Примечания

1. Наиболее подробный обзор событий см.: Winkelmann E. Philipp von Schwaben und Otto IV von Braunschweig. Bd. I—II. Leipzig, 1873—1878. Из новейших работ см. специальные исследования Ф. Кемпфа и Э. Босхофа: Kempf F. Innocenz III. und der deutsche Thronstreit // Archivum Historiae Pontificiae. Bd. 23. 1985. S. 72—91; Boshof E. Innozenz III. und der deutsche Thronstreit. S. 51—67.

2. Этому вопросу посвящена значительная научная литература. Из работ последнего времени см.: Töpfer B. Philipp von Schwaben und Otto IV. // Deutsche Könige und Kaiser des Mittelalters / Hrsg. von E. Engel und E. Holtz. Köln; Wien, 1989. S. 197—209; Höflinger K. König Philipp von Schwaben (1198—1208) und Kaiser Otto IV. (1198—1218) // Mittelalterliche Herrscher in Lebensbilder. Von den Konradinern zu den Staufern / Hrsg. von K.R. Schnith. Graz; Wien; Köln, 1990. S. 308—321; Eickels K., van. Otto IV. (1198—1218) und Philipp (1198—1208) // Die deutschen Herrscher des Mittelalters. Historische Portraits von Heinrich I. bis Maximilian I. (919—1519) / Hrsg. von B. Schneidmüller und S. Weinfurter. München, 2003. S. 273—292; Krieb S. Vermitteln und Versöhnen. Konfliktregelung im deutschen Thronstreit 1198—1208. См. также: Gropper K. Die Doppelwahlen von 1198 und 1257 im Spiegel der Historiographie. Neuried, 2002 (Politik im Mittelalter. Bd. 11).

3. «XIII Kal. iulii. Romanus rex Ruthenorum, hie dedit nobis XXX marcas» (Necrologium sancti Petri Erfordensis // Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde zur Beförderung einer Gesammtausgabe der Quellenschriften Deutscher Geschichten des Mittelalters. Hannover; Berlin, 1935. S. 517).

4. Как известно, по римскому календарю, который использовали европейские средневековые хронисты, календами считался первый день каждого месяца, счет дней от которого велся в обратном порядке: таким образом, 13-е календы июля соответствуют 19 июня.

5. Rocznik Traski / Ed. A. Bielowski // MPH. T. II. Lwów, 1872. P. 836; Kalendarz krakowski / Ed. A. Bielowski // Ibid. P. 923; Rocznik małopolski / Ed. A. Bielowski // Ibid. T. III. Lwów, 1878. P. 162.

6. См.: Назаренко А.В. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999. С. 263—264.

7. Первым на него обратил внимание Н.М. Карамзин (Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. Т. II—III. М., 1991. С. 560, примеч. 113).

8. Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Т. II, вып. 1. Западная Русь и Литовско-Русское государство. М., 1939. С. 30.

9. Чубатий М. Західна Україна і Рим у XIII ст. у своїх змаганнях до церковної унії // ЗНТШ. Т. 123—124. Львів, 1917. С. 9.

10. Назаренко А.В. Русско-немецкие связи домонгольского времени (IX — середиііа XIII вв.): состояние проблемы и перспективы дальнейших исследований // Из истории русской культуры. Т. II, кн. 1. М., 2002. С. 269, примеч. 27.

11. Головко О.Б. Князь Роман Мстиславич та його доба. Нариси з історії політичного життя Південної Русі XII — початку XIII століття. Київ, 2001. С. 187.

12. Vita S. Mariani Scoti / Ed. J. Gamansius // Acta sanctorum quotquot toto urbe coluntur. T. II. Paris, 1864. Februarii. P. 369.

13. Назаренко А.В. Русско-немецкие связи домонгольского времени. С. 274, примеч. 46. Ср.: Шайтан М.Э. Германия и Киев в XI в. // Летопись занятий постоянной Историко-археографической комиссии Академии наук. Т. I (34). Л., 1927. С. 19—23.

14. Rheinische Urbare: Sammlung von Urbaren und anderen Quellen zur rheinischen Wirtschaftsgeschichte. Bd. I: Die Urbare von S. Pantaleon in Köln / Hrsg. von B. Hilliger. Bonn, 1902. S. 18.

15. Liber Bibliothecae S. Pantaleonis // Acta sanctorum quotquot toto urbe coluntur. T. VI. Paris, 1868. Iulii. P. 422. Оригинальный текст по другому списку и русский перевод см.: Назаренко А.В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого // ОИ. 1993. № 2. С. 65—66.

16. См.: Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII веков. М., 2001. С. 585—616; Кучкин В.А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха // Россия в Средние века и Новое время: Сб. ст. к 70-летию чл.-корр. РАН Л.В. Милова. М., 1999.

17. VMH. T. I. Romae, 1859. P. 9—11.

18. Szaraniewicz I. Die Hypatios-Chronik als Quellen-Beitrag zur österreichische Geschichte. Lemberg, 1872. S. 117—118; Грушевський М.С. Історія України—Руси. Т. II. Київ, 1992. С. 454, примеч. 2; Baumgarten N., de. Généalogies et mariages occidentaux des Ruricides Russes du Xe au XIIIe siècle. Roma, 1927. Tabl. III. P. 16—17; Tabl. XI; Isenburg W.K., von. Stammtafeln zur Geschichte der europäischen Staaten. Bd. II. Marburg, 1956. Tafl. 93; Włodarski B. Polska i Ruś. 1194—1340. Warszawa, 1966. S. 20, przyp. 22; Schwennicke D. Europäische Stammtafeln. Bd. II. Marburg, 1984. Tafl. 129, 136; Grala H. Rurykowicze na Bałkanach w XII i XIII wieku // Balkanica Posnaniensia. Acta et Studia. T. IV. Poznań, 1989. S. 138; Dąbrowski D. Rodowód Romanowiczów książąt halicko-wołyńskich. Poznań; Wrocław, 2002. S. 50—51; Войтович Л.В. Княжа доба на Русі: портрети еліти. Біла Церква, 2006. С. 351, 474.

19. Рарр G. I monachi dell'ordine di S. Basilio in Ungheria nel secolo XIII // Analecta Ordinis Sancti Basilii Magni. Ser. II. Vol. 1 (7). Roma, 1949. Fasc. 1. P. 41—45; Györffy Gy. Das Güterverzeichnis des griechischen Klosters zu Szávaszentdemeter (Sremska Mitrovica) aus dem 12. Jahrhundert // Studia Slavica. T. V. Budapest, 1959. Fasc. 1/2. S. 32; Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 167, 334, примеч. 5; Назаренко А.В. Русско-немецкие связи домонгольского времени... С. 269—270, примеч. 27.

20. Грушевський М.С. Історія України—Руси. Т. II. С. 454; Dąbrowski D. Rodowód Romanowiczów książąt halicko-wołyńskich. S. 50—51; Войтович Л.В. Княжа доба на Русі... С. 351.

21. Щавелева Н.И. Польские латиноязычные средневековые источники: тексты, перевод, комментарий. М., 1990. С. 110.

22. ПСРЛ. Т. II. М., 1998. Стб. 659—660.

23. Назаренко А.В. Русско-немецкие связи домонгольского времени... С. 269, примеч. 27.

 
© 2004—2022 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика