Александр Невский
 

Свидетельства хроники Ульриха фон Рихенталя

Исполнявший должности секретаря городского совета и епископского нотариуса Ульрих фон Рихенталь (ок. 1366-ок. 1437) был приглашен в качестве письмоводителя к работе XVI Вселенского собора католической церкви, проводившегося в швабском городе Констанце (на берегу Боденского озера) с 1414 по 1418 гг. и знаменитого смертным приговором, вынесенным Яну Гусу (1415). Составленная Рихенталем ок. 1420 г. хроника представляет значительный интерес как свидетельство очевидца, пользовавшегося практически всей полнотой информации о происходящих событиях. Написанная первоначально по-латыни, хроника затем была переведена на средненемецкий язык и сохранилась только в этом переводе в нескольких заметно отличающихся друг от друга списках.1

Хроника Рихенталя особенно интересна для нас тем, что содержит одно из самых ранних в европейской литературе упоминаний о Червонной Руси, определяемой здесь как территория, входившая в состав русских земель и лежащая между «Правой» и «Белой» Русью («Das ruschiß land: recht Rußen, rot Rußen, wiß Rußen»).2 Среди участников собора Рихенталь называет неких представителей «королевства Червонной Руси» (das küngrich von rot Rußen),3 в дальнейшем в хронике также упоминаются некий «герцог Червонной Руси» (der hertzog von roten Rüßen)4 и некий «герцог Федор Смоленский в Червонной Руси» (der hertzog Fedur von Schmolentzgi in roten Rüßen).5 Второе упоминание представителей Червонной Руси связано с прибытием в Констанц 19 февраля 1418 г. большой делегации западнорусской православной церкви во главе с киевским митрополитом Григорием Цамблаком (1415—1420), уполномоченной для участия в католическом соборе великим князем Литовским и константинопольским патриархом. В состав этой делегации, насчитывавшей тридцать человек, входили не названный по имени князь Червонной Руси, а также смоленский князь Федор Юрьевич.6

Некоторые рукописи хроники Рихенталя снабжены раскрашенными иллюстрациями, представляющими сцены из работы собора (в том числе казнь Яна Гуса), а также гербы его участников, — всего более тысячи изображений.7 На одной из миниатюр представлена сцена православной литургии, совершенной Григорием Цамблаком 19 февраля 1418 г. в присутствии всех православных участников собора.8

Ил. 146. Первое печатное издание «Хроники Констанцского собора» Ульриха Рихенталя. Аугсбург, 1483. Библиотека Эрмитажа (Санкт-Петербург)

Впервые хроника Рихенталя была издана еще в 1483 г. одним из первых немецких типографов Антоном Зоргом (работал в Аугсбурге в 1475—1498 гг.) и стала самой известной его работой — выдающимся произведением книгопечатания.9 Текст, изданный Зоргом, воспроизводит сравнительно поздний список хроники, составленный в 1467 г. Гебхардтом Дахером, и сопровождается значительным количеством выполненных на дереве гравюр, большинство которых раскрашено от руки. Помимо сюжетных гравюр, в книге помещены гербы всех присутствовавших или представленных на соборе лиц. В доступном нам экземпляре «Хроники» издания 1483 г. (хранящемся ныне в Библиотеке Эрмитажа) насчитывается 1059 изображений гербов, что позволяет считать это издание первым известным печатным гербовником.10

На одной из миниатюр первого печатного издания хроники Рихенталя можно видеть также герб безымянного «короля Галиции», к которому относится сообщение о том, что для участия в соборе прибыло:

от светлейшего высокородного князя [и] короля Галиции полномочное великое посольство.11

Герб «короля Галиции» представлен в виде увенчанного короной щита с продольными голубыми полосами на белом фоне. Этот же герб изображен на миниатюре Констанцской рукописи хроники Рихенталя, составленной в 1460-х гг. и принадлежащей Росгартенскому музею в Констанце.12

Однако в более ранних рукописях хроники Констанцского собора упоминание о «короле Галиции», как и изображение его герба, отсутствует. К таким рукописям, отражающим первую редакцию хроники, относится прежде всего Олендорфский кодекс из библиотеки графа Густава из Кёнигсегг, составленный в 1438—1450 гг. В этой рукописи, как уже отмечалось, упоминается только безымянный князь Червонной Руси и помещается его герб в виде поделенного надвое черно-белого щита с тремя крестами в верхней половине и двуглавым орлом — в нижней.13 Такое же изображение есть и в Констанцской рукописи хроники, отражающей вторую редакцию памятника.14 Немецкая надпись под рисунком поясняет, что это — герб

высокородного благородного князя Червонной Руси.15

Публикация в 1881—1882 гг. полного текста Олендорфской рукописи хроники Рихенталя, включая фотографическое воспроизведение всех ее миниатюр, сделала содержащиеся в ней изображения гербов участников Констанцского собора, отсутствовавшие в издании 1483 г., предметом тщательного анализа специалистов по истории европейской и в частности польской геральдики. Появляющийся здесь герб Червонной Руси Ф. Пекосинский относит к числу литовских гербов, то есть территориальных гербов русских земель в составе Великого княжества Литовского. Историк дает ему следующее описание: поделенный надвое щит с тремя красными крестами в верхнем серебряном поле и с золотым двуглавым орлом в нижнем черном поле.16 Этим описанием Пекосинского пользуются и новейшие авторы.17

Примечания

1. Из работ, посвященных хронике Рихенталя, см.: Buck Т.М. Fiktion und Realität. Zu den Textinserten der Richental-Chronik // Zeitschrift für die Geschichte des Oberrheins. Bd. 149. 2001; Wacker G. Ulrich Richentals Chronik des Konstanzer Konzils und ihre Funktionalisierung im 15. und 16. Jahrhundert. Aspekte zur Rekonstruktion der Urschrift und zu den Wirkungsabsichten der überlieferten Handschriften und Drucke. Kassel, 2002.

2. Ulrich von Richental. Chronik des Constanzer Concils 1414. bis 1418. / Hrsg. von M.R. Buck // Bibliothek des litterarischen Vereins in Stuttgart. Bd. CLVIII. Tübingen, 1882. S. 50—51. См.: Schramm G. Die Herkunft des Namens Rus'. Wiesbaden; Berlin, 1982. S. 51—52.

3. Ulrich von Richental. Chronik des Constanzer Concils 1414. bis 1418. S. 50—51.

4. Ibid. S. 139, 206.

5. Ibid. S. 207.

6. См.: Бегунов Ю.К. К вопросу о церковно-политических планах Григория Цамблака // СС. 1981. № 3.

7. Кир К. Ulrich von Richental's Chronicle of the Council of Constance. New York, 1936. P. 20.

8. Uolrich Richental. Concilium ze Costenz 1414—1418. Lichtdruck von L. Baeckmann in Karlsruhe, Grossherzogstum Baden / Auflage von H. Sevin. Karlsruhe, 1881. S. 276—277.

9. Фототипическое воспроизведение см.: Ulrich von Richental. Consiliumbuch. Augsburg: Anton Sorg, 1483. Potsdam, 1923.

10. «Орлы и львы соединились...» Геральдическое художество в книге: Каталог выставки / Науч. ред. Г.В. Вилинбахов, Е.А. Яровая. СПб., 2006. № 45. С. 89.

11. «...von dem durchleuchtigen hochgebornen fürsten kunig von Galitzia en mächtige grosse bottschaft».

12. Uolrich Richental. Das Konzils ze Konstanz. 1414—1418. Bd. I. Faksimile-Ausgabe der Handschriften im Rosgarten Museum zu Konstanz. Starnberg; Konstanz; Stuttgart, 1964. Bl. CXI versol.

13. Uolrich Richental. Concilium ze Costenz 1414—1418. Lichtdruck von L. Baeckmann in Karlsruhe, Grossherzogstum Baden. S. 485.

14. Uolrich Richental. Das Konzils ze Konstanz. 1414—1418. Bd. I. Faksimile-Ausgabe der Handschriften im Rosgarten Museum zu Konstanz. Bl. CXI versol.

15. «Von dem hochgebornen edlen herezogen von roten Reussen».

16. Piekosiński Fr. Heraldyka polska wieków średnich. Kraków, 1899. Nr. 638. S. 392. Fig. 747.

17. Гречило А. Територіальні символи Галицько-Волинської держави... С. 261.

 
© 2004—2022 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика