Александр Невский
 

На правах рекламы:



Митрополит Киприан (ок. 1330—16.IX.1406)

Там же. С. 464—475.

Киприан — митрополит Киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик, книгописец. По рождению южный славянин, болгарин или серб (произведения XV—XVII вв. называют его сербом), возможно, из тырновской семьи Цамблаков. Свой путь начал в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского; сблизился там с Евфимием; ушел оттуда в Константинополь, затем на Афон. О своем пребывании на Афоне К. говорит в ответном Послании Афанасию Высоцкому. Очевидно, к этому периоду относится «Еуфимия патриарха Терновского послание к Киприану мниху, живущу во святей горе Афонстей...» (приходится допустить только, что слова «патриарха Терновского» добавлены в заглавие позднее, так как до 1375 г. Евфимий не был патриархом, после же этого года К. не мог жить на Афоне).

В Византии К. сблизился с патриархом Филофеем Коккином (1353—1354, 1364—1376 гг.) и стал его келейником. Около 1373 г. он был послан патриархом в Литву и на Русь для примирения литовских и тверского князей с митрополитом Алексеем. К. свою задачу выполнил. 9 марта 1374 г. он присутствовал в Твери на посвящении тверского епископа Евфимии, затем с митрополитом отправился в Переяславль Залесский. Из Великой Руси К. вернулся в Литву. В том же 1374 г. им было предпринято перенесение из Вильны в Константинополь останков и прославление там литовских мучеников-христиан — Круглеца-Антония, Нежила-Ивана и Кумца-Евстафия, убитых в 1347 г. по приказу язычника-князя Ольгерда. В 1375 г., когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, литовские князья отправили К. с грамотой к патриарху, прося посвятить К. в митрополита Литовского. Патриарх Филофей 2 декабря 1375 г. рукоположил его в митрополита «киевского, русского и литовского», с тем чтобы после смерти митрополита Алексея он объединил обе части митрополии, став митрополитом Киевским и всея Руси. 6 июня 1376 г. К. прибыл в Киев и оттуда через послов попытался добиться признания своих прав от московского князя, Новгорода и Пскова, но тщетно. Летом 1378 г. (митрополит Алексей умер 12 февраля 1378 г.), списавшись с Сергием Радонежским и Феодором Симоновским, К. сделал попытку вступить в свои права наследования вопреки воле князя, но был схвачен около Москвы, провел ночь в заточении, а затем был выдворен. Сохранились три его послания к игуменам Сергию и Феодору, из которых и известно об этом событии. Первое написано 3 июня из Любутска, непосредственно перед попыткой проникнуть в Москву, второе — 23 июня, сразу же после выдворения. Оно представляет собой уже публицистическое произведение, рассчитанное на то, чтобы его — под угрозой церковного отлучения — читатели сохраняли и распространяли. В нем К. обосновывает свои права и предает проклятию князя Дмитрия Ивановича. Но при этом К. продолжает рассматривать московского великого князя как, в идеале, князя всероссийского. В третьем послании (от 18 октября 1378 г.) К. ободряет своих корреспондентов-сторонников, в которых было разочаровался, и выражает готовность ехать в Константинополь. Туда он отправился зимой 1378/79 г. и пробыл там до июня 1380 г., когда собор патриарха Нила поставил в митрополиты «Киевские и Великой Руси» Пимена. К. покинул Константинополь незадолго до окончания работы собора. Патриарх Нил оставил за ним звание митрополита «Малой Руси и Литвы», но в случае его смерти дал Пимену право распространить свою власть на Малую Русь и Литву и стать митрополитом «Киевским и всея Руси». Весной 1381 г., после гибели Мамая, Дмитрий Донской вызвал К. из Киева, и 23 мая 1381 г. тот в Москву явился (в декабре возвращавшегося на Русь Пимена задержали в Коломне и отправили в заточение в Чухлому). Может быть, к этому времени, если не к девяностым годам, относится сохранившийся отрывок «От иного послания о повинных», атрибутируемый теперь К. (Г.М. Прохоров), а прежде приписывавшийся и Дионисию Суздальскому (А.С. Павлов), и Киевскому епископу Даниилу (как якобы написанный в 1113 г. Владимиру Мономаху) (М.Н. Тихомиров).

В том же 1381 г. К. создал свою редакцию Жития Петра митрополита. В уста Петра К. вложил здесь пророчество о будущем политическом величии Москвы при условии поддержки ею Православия. Эта редакция Жития вошла как составная часть в написанную К. Службу митрополиту Петру, состоящую кроме Жития из стихир, чтений из библейских книг, двух канонов и (после шестой песни канонов) кондака. В этой службе наряду с мольбами о защите «от безбожныих и чюжеверныихъ нахождениа и усобныа рати» содержатся и выражения радости по поводу недавно одержанной победы над «агарянами», т. е., очевидно, победы над Мамаем в Куликовской битве. Житие издано в книге Г.М. Прохорова.

К первому периоду пребывания К. в качестве митрополита в Москве (1381—1382 гг.) должны относиться его «Ответы» игумену Афанасию, «въпросившему о некоих потребных вещех», касающихся монастырской жизни. Эта датировка, расходящаяся с датировкой «Ответов» 1390—1405 гг. их издателями в РИБ, определяется тем, что Афанасий Высоцкий, которому «Ответы» вероятнее всего адресованы, в 1382 г. покинул Северо-Восточную Русь вместе с К. В этих «Ответах» К. говорит, в частности, что в церкви надлежит читать Толковое Евангелие, а на трапезе Патерик, книги св. Ефрема (см. «Паренесис» Ефрема Сирина), св. Дорофея, «также и Шестоденьник святаго Василья и святаго отца Иоанна Златоустаго», что «села и люди держати иноком не предано есть святыми отци»; здесь же К. пишет о конечной задаче иноков — заполнить собой места павших с небес во тьму по причине гордости ангелов (ср. с «Диоптрой» Филиппа Пустынника) и выражает уверенность в близком конце света.

Во время нашествия на Москву Тохтамыша (26 августа 1382 г.), когда князь Дмитрий Иванович бежал в Кострому, а в Москве «людие сташа вечем», митрополит, за два дня до этого вернувшийся из Новгорода, и великая княгиня были ограблены и с трудом выбрались из города. К. отправился в Тверь; оттуда съездил в Новгород; затем возвратился в Тверь. В начале октября князь Дмитрий Иванович вызвал его оттуда в Москву, а Пимена перевел из Чухломы в Тверь. В это время, по-видимому, сам К., стараясь предостеречь князя от решения сменить митрополита, придал вид учительного риторического «слова» летописной Повести о Митяе-Михаиле, своем предыдущем конкуренте (издана в ПСРЛ и в Книге Г.М. Прохорова). Той же осенью, однако же, К. был изгнан из Москвы, а туда из Твери был переведен Пимен, и митрополия вновь оказалась поделенной по границе ордынских владений.

Около 1385—1386 г. К. послал на Русь письмо, адресованное «а̃-игумену», в каковом игумене вероятнее всего видеть Феодора Симоновского. В нем он ставит адресата в известность, что отправляется в Царьград, и выражает уверенность в скорой победе над «лживым человеком и льстивым».

27 апреля 1387 г. в Константинополе, в Студийском монастыре, К. закончил переписку «Лествицы» Иоанна Синайского.

29 мая 1387 г. К. был послан императором Иоанном V Палеологом в Малую Русь с обязательством возвратиться в течение года.

В феврале 1389 г. новый Константинопольский патриарх Антоний низложил великорусского митрополита Пимена и восстановил К. в звании митрополита Киевского и всея Руси. 1 октября 1389 г. К. покинул Константинополь и через Белгород (Аккерман) и Киев прибыл 6 марта 1390 г. в Москву. Оттуда он послал письмо к русскому духовенству в Константи-нополе, «поведающе многия беды их морского плавания, страшного пути, случившагося им» в Черном море, между Константинополем и Белгородом (Аккерманом); письмо это до нас не дошло; знаем о нем из упоминания в «Хожений» Игнатия Смольнянина.

Вероятно, к этому времени (если не к 1381 г.) относится упомянутое выше послание К. великому князю под заглавием «От иного послания о повинных»: такая датировка позволяет отнести слова о «от злобы на добро совращении» отца адресата к великому князю Дмитрию Ивановичу и связать их с намеком на какое-то совершенное тем зло, содержащимся в «Слове о житьи и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго». Со Словом послание «о повинных» роднит также неоднократное, почти назойливое величание здесь адресата царем, а его владений — царством. Датировка этого послания временем не раньше 1390 г. позволяет понять и его положение в рукописях, где оно помещается — очевидно, в хронологическом порядке — последним, пятым, после послания, которое датируется концом 1384-началом 1385 г.

21 октября 1391 г. К. после жалоб на игумена Цареконстантиновского монастыря дал тому Уставную грамоту с перечнем того, что он может получать с принадлежащих монастырю сел. В феврале 1392 г. К. две недели пробыл в Новгороде, стараясь восстановить митрополичье право на апелляционный суд, отнятое новгородцами в 1385 г., при митрополите Пимене.

28 июня 1392 г. (но возможно также, что в 1404 г., когда был 12-й индикт, которым наряду с 6900/1392 г. датирована соответствующая грамота; в 1392 г. был 1-й индикт) великий князь Василий I Дмитриевич совместно с К. написал Уставную грамоту о разграничении княжеских и митрополичьих прав и владений.

29 августа 1392 г. К. дал новгородскому епископу Иоанну грамоту о неприкосновенности церковных слуг и вотчин. О присвоении новгородцами митрополичьего права на апелляционный суд К. написал патриарху. Он просил его также передать в его ведение, изъяв из суздальской архиепископии, Нижний Новгород и Городец. Новгородцы тоже послали к патриарху свое посольство, жалуясь на митрополита, требуя большей от него независимости и угрожая в противном случае перейти в латинство. В 1393 г. после успешной войны московского князя с Новгородом новгородцы через послов выразили покорность ему и митрополиту и одарили ответного митрополичьего посла.

В 1394 г. в Новгород пришли посланные патриархом грамоты с убеждением во всем покоряться митрополиту, а в Великий пост 1395 г. туда с патриаршим послом вновь прибыл сам митрополит. Из Новгорода 12 мая 1395 г. он послал две грамоты в Псков. Одной из них он запрещал мирянам судить священников и посягать на церковные имущества, а овдовевшим и вторично женившимся священникам служить запрещал. Второй грамотой он отменял уставную грамоту архиепископа Дионисия Суздальского с добавками «к грамоте князя великого Александрове», повелевая псковичам следовать исключительно грамоте князя Александра. Тогда же он написал новгородскому духовенству поучение о церковных службах.

После 1395 г. К. сообщил в Псков, что послал туда «устав божественной службы Златоустовы и Великаго Василья», а также сам текст служб и «Синодик правый, истинный, который чтут в Царигороде, в Софьи Святой, в патриархии», и что он приписал к нему, «как православных царий поминати, такоже и князей великих, и мертвых и живых, якоже мы зде в митропольи поминаем». Из этих его слов и ясно, что К. сумел добиться включения в церковные «многолетия» на Руси имен византийских императоров; преодолеть сопротивление этому со стороны великого князя Василия Дмитриевича помог ему своей грамотой патриарх Антоний. К. пишет еще, что послал в Псков Синодик «правый царегородскый», по которому, как он говорит, «мы здесе поминаем, или еретиков проклинаем», из чего следует, что Синодик содержал провозглашавшиеся Византийской церковью в первое и второе воскресенья Великого поста поминовения защитников православия и анафематствования еретиков.

В единственном списке (ГИМ, Синод. собр. № 222. Кормчая. XVI в.) под именем К. сохранилось поучение «игуменом, и попом, и диаконом, и ко мнихом, и ко всем православным христианом». Но на московском соборе 1503 г. и Стоглавом соборе оно считалось принадлежащим митрополиту Петру.

26 августа 1395 г., во время приближения к Москве Тимура (Темир-Аксака), из Владимира в Москву по инициативе К. была перенесена икона Богоматери Владимирской, а поскольку Тимур как раз в это время повернул от Москвы, К. основал церковь и монастырь во имя Сретения на месте встречи иконы в Москве и постановил ежегодно праздновать это событие. Весной того же 1396 г. К. с великим князем Василием Дмитриевичем посетил недавно взятый Витовтом Смоленск; поставил там епископа Насона. Затем на полтора года удалился в Киев. Рукоположил в Луцк нового епископа Феодора; вел переговоры с королем Ягайло об унии Православной церкви с Римско-католической; король и митрополит писали об этом патриарху Антонию, предлагая созвать общецерковный собор на Руси. В январе 1397 г. патриарх ответил каждому из них, что и время и место для такого собора неподходящи и что лучше бы польский король, объединившись с венгерским, озаботился освобождением Византии от неверных, а К. использовал бы свое влияние на его «большого друга» польского короля в этом направлении. 7 октября 1397 г. К. вернулся в Москву. В 1398 г. в ответ на просьбу патриарха Матфея и императора Мануила русские князья, по совету К., послали в Византию 20 тысяч рублей, в ответ на что получили оттуда икону «Спас в белоризцех», которая была поставлена в церкви Благовещения. На масленице 1399 г. К. побывал в Твери, после чего московский и тверской князья «покрепиша миру», а оттуда поехал в Литву к Витовту.

13 сентября 1399 г. К. написал подтвердительную грамоту владимирскому Рождественскому монастырю на суздальское с. Весьское, данное монастырю князьями в память об Александре Невском (сохранился подлинник грамоты).

Примерно в конце 90-х гг. К. добился уничтожения отдельной Галицкой митрополии, распространив свою власть — вопреки даже воле Константинопольского патриарха — на Молдовлахию и Галицию. В 1400 г., во время осады Константинополя Баязидом, патриарх Матфей прислал к К. грамоту с новой отчаянной просьбой о денежной помощи Царьграду, теснимому мусульманами. В этой грамоте патриарх называет К. «любящим ромеев человеком» (РИБ. Т. 6. Прил. № 46. Стб. 311—316). В июле 1401 г. К. созвал собор, на котором епископы Иоанн Новгородский и Савва Луцкий вынуждены были «отписаться» от своих епископий и были задержаны в Москве. Иоанна Новгородского К. заточил в монастыре Николы Старого и продержал там около трех с половиной лет.

В 1402 г. великий князь Василий Дмитриевич и К. разыскали, утвердили и размножили старый Номоканон, включающий Устав Ярослава (Русская Правда), Судебник греческого царя Константина и Устав князя Владимира о церковных судах и десятинах.

25 ноября 1402 г. по благословению К. была написана договорная грамота великого князя Василия Дмитриевича и князей Владимира Андреевича и Юрия, Андрея и Петра Дмитриевичей с великим князем Рязанским Феодором Ольговичем о дружбе, согласии и общей политике по отношению к Орде и Литве.

14 июня 1404 г. К. написал некоей бездетной вдове Феодосье, мужа которой убили «холопи», грамоту на усыновление ею приемыша Тимошки, сославшись при этом на найденное им в Номоканоне соответствующее правило. Перед отъездом в западную часть митрополии К. освободил новгородского архиепископа Иоанна и отпустил его в Новгород. Восстановить право на апелляционный суд в Новгороде он так и не смог.

20 июля 1404 г. К. поехал из Москвы в Вильну (был там с большой честью принят Витовтом), затем в Киев. Во время этой своей поездки К. побывал в Луцке. В 1405 г. присутствовал на встрече Витовта с польским королем Ягайлом в Милолюбне. По настоянию Витовта снял сан с Туровского епископа Антония, обвиненного в побуждении ордынского царя Шадибека к нападению на подвластные Литве и Польше русские города; К. отослал его в Москву.

1 января 1406 г. К. вернулся в Москву. За четыре дня до смерти К. продиктовал духовную грамоту, которую велел прочесть вслух при своем погребении. В ряде летописей к ней прилагается философско-поэтическое произведение на тему о бренности и суетности земной жизни, написанное, очевидно, по поводу смерти К. (в Никоновской летописи оно ему приписано). Духовная К. включена в Великие Минеи Четии митрополита Макария под 31 августа.

Во второй период управления всероссийской митрополией К. часто бывал в подмосковном Голенищеве, где он воздвиг «опришную» церковь во имя Трех Святителей, и в волости Сенеж на Святом озере Владимирской области, где он построил церковь и основал монастырь во имя Преображения Господня.

По-видимому, в эти последние годы жизни К. сделал незначительные дополнения к своему Житию митрополита Петра (в частности, появилось упоминание смерти императора Андроника IV, имевшей место в 1385 г.; эта версия издана в ВМЧ, в ПСРЛ в составе Степенной книги и Б.Ст. Ангеловым) и написал Похвальное слово (издано Н. Дончевой-Панайотовой). На основании известия В.Н. Татищева возникло предположение о создании К. Степенной книги (куда вошло и Житие митрополита Петра), но оно теперь признается ошибочным. Историки летописания, однако, допускают возможность влияния К. на московское и общерусское летописание конца XIV — начала XV в., в частности на объем и содержание Летописи Троицкой, завершенной (статьей 1408 г.) уже после его смерти. Вероятно, что при К. произошла своего рода децентрализация и оживление местного летописания.

К. атрибутируется ряд литургико-поэтических произведений. Помимо Службы митрополиту Петру сюда относятся «Канон по Господу нашему Исусу Христу и ко Пречистой Богородице, певаем о гобзиня плода и за бездождие», «Молитва разрешити царя и князя и всякаго християнина... а списана в Лутце над гробом княжеим Димитриевым» (издана архимандритом Варлаамом и Макарием), «Последование провождению над умеръшим младенцем». Ряд молитв, может быть, написан К., но, возможно, также переведен им с греческого — таковы: «Благословение и прислание митрополита Киприана: Молитва, глаголемая во отверзение и во освящение церкви, в ней же случится умрети человеку нужною како-либо смертию»; «Потружение смиреннаго Киприана, митрополита Киев-скаго и всея Руси: Како подобает знаменати Отроча», включающее ряд молитв («храму, в нем же младенец родися», «жене, егда родит», «молитву имя нарещи младенцу», «жене по рождении и всем прилучившимся», «бабе»). Некоторые церковно-служебные тексты определенно переведены на славянский язык К., как-то: «Списание сему от греческих книг смиренным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном: Чин, еже омыти мощи святых или крест мочити», «Канон к Господу Исусу Христу и Пречистей Его Матери на поганыя молебен. Творение святейшаго и вселеньскаго патриарха Филофиа, и потружение же Киприана, смиренаго митрополита всея Руси», «Канон молебен к Господу Исусу Христу в усобных и иноплеменных бранех. Творение святейшаго патриарха Филофея, потружение же Киприана, митрополита Кыевьскаго и всея Руси», молитва Святому Духу в день Пятидесятницы.

Сохранился пергаменный Служебник (ГИМ. Синод. собр. № 344 (601)), содержащий «Устав божественыа службы» Иоанна Златоуста в редакции патриарха Филофея и «Молитву особну Святому Духу. Творение святейшаго патриарха Костянтинаграда Филофея», а также записи (л. 72, 132 об.), согласно которым его перевел и переписал «от грецкых книг на русский язык рукою своею Киприан, смиреный митрополит Кыевъскый и всея Руси» в 1397 г. и «сам служил» по нему (изданы в «Хрестоматии» Ф.И. Буслаева). Но это, судя по письму (если брать «Лествицу» 1387 г. за образец), не автограф. Что некогда существовал написанный рукой К., а возможно и переведенный им Требник, показывает заголовок распорядка службы священника и дьякона: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном» (например, в рукописи конца XV в. ГИМ, Синод. собр. № 376 (268)).

По традиции руке К. приписывались также Псалтирь с восследованием (ГБЛ. Собр. МДА, ф. № 142) и Корпус сочинений Дионисия Ареопагита (ГБЛ. Собр. МДА, ф. № 144). В Псалтири написано, что она «митрополита Киприанова писма». Но обе эти рукописи автографами К. не являются.

Судя по записям в сохранившихся списках, к Молитвеннику К. восходит Сказание об отреченных книгах.

Переводом К. может являться «Последование, творимо часовом на праздникы Господскиа пред днемь Рождества Христова», к названию которого сделано примечание: «Сицево приахом деваемо в святейшей Великой церкви Божия Премудрости» (содержится в пергаменной рукописи Харьковской государственной научной библиотеки, № 816281, Минея декабрьская, служебная, где находится также древнейший список созданной К. Службы митрополиту Петру, в том числе Житие).

При К. в русскую практику входит Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений) в редакции патриарха Филофея и Иерусалимский (или монастыря Саввы Освященного) богослужебный устав, со временем вытеснивший Студийский устав. А.А. Турилов (Оригинальные южнославянские сочинения в русской книжности XV—XVI вв. // Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. М., 1978. С. 43) считает вероятным, что К. привез в Москву Стишной Пролог, переведенный с греческого Синаксаря в Сербии в XIV в. Грамоты К. новгородскому архиепископу Иоанну, в Псков, псковичам об отмене грамоты Дионисия Суздальского, псковскому духовенству включены в XVI в. в июльскую книгу ВМЧ (Синодальный список № 182 и Успенский список № 996); Докончальная великого князя и К. — там же под 31 августа.

При К. активизировались монастырская колонизация русского Севера, церковное строительство и расписывание церквей на Руси. На его время приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути Андрея Рублева. При К. же была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения и музыкальной нотации. С ним связывают также начало перехода Руси с «мартовского» года на «сентябрьский».

Послания К. издавались А.С. Павловым, в т. 6 РИБ, М.Н. Тихомировым, в ПЛДР; новое издание их осуществлено в книге Г.М. Прохорова. «Ответы» Афанасию напечатаны в т. 1 АИ и в т. 6 РИБ. Грамоты митрополита К. опубликованы в следующих изданиях: Заемная Николаву Нотаре 8 сентября 1389 г. — АИ. Т. 1. № 252. С. 473—474; Уставная грамота Цареконстантиновскому монастырю. ААЭ. Т. 1. 11. С. 6—7; Акты Феодального Землевладения и хозяйства XIV—XVI веков. М., 1951. Т. 1. № 201. С. 179—180; Памятники русского права. М., 1955. Вып. 3. С. 423—425, 436—438, 458—459; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. М., 1964. Т. 3. № 5. С. 16—17; Уставная грамота великого князя Василия Дмитриевича и К. // Памятники русского права. Вып. 3. С. 421—423, 432—438, 458; Акты социально-экономической истории. Т. 3, № 6. С. 18—20; Грамота новгородскому архиепископу Иоанну о неприкосновенности церковных судов и вотчин — АИ. Т. 1. № 7. С. 16; РИБ. Т. 6. № 26. Стб. 229—232; в Псков о том же — АИ. Т. 1. № 9. С. 18; РИБ. Т. 6. № 27. Стб. 231—234; Грамота псковичам об отмене уставной грамоты — АИ. Т. 1. 10. С. 18; РИБ. Т. 6. № 28. Стб. 233—236; новгородскому духовенству — АИ. Т. 1. № 11. С. 19; РИБ. Т. 6. № 29. Стб. 235—238; псковскому духовенству — АИ. Т. 1. № 8. С. 17; РИБ. Т. 6. № 30. Стб. 239—242; Владимирскому Рождественскому монастырю — Акты социально-экономической истории... Т. 3. № 86. С. 117—118; Сборник уставов — ПСРЛ. Л., 1925. Т. 5. Вып. 1. С. 91; СПб., 1853. Т. 6. С. 57—86; Правосудие митрополичье — Акты социально-экономической истории... Т. 3. № 8. С. 22—25; Грамота вдове Феодосье — АИ. Т. 1. № 255. С. 484; РИБ. Т. 6. № 31. Стб. 241—244; Духовная грамота — Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. СПб., 1857. Т. 1. С. 544; Варлаам, архим. Описание сборника XV ст. Кирилло-Белозерского монастыря. С. 48; ПСРЛ. Л., 1925. Т. 4. Вып. 2. С. 400—404; СПб., 1851. Т. 5. С. 254—256; СПб., 1897. Т. 11. С. 195—197; ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21. Ч. 1. С. 441—443.

Издания

ААЭ. Т. 1. № 11; АИ. Т. 1. № 7—11. С. 252—253, 255.

Варлаам, архим. Описание сборника XV в. Кирилло-Белозерского монастыря // Учен. зап. II отд. Ими. АН, 1859. Кн. 5. С. 49—50.

Послания всероссийского митрополита Киприана, доселе еще не изданные / Публ. А.С. Павлова // ПС. 1860. Ч. 2. С. 75—106.

Ф. Буслаев. Историческая христоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861. Стб. 135—138.

Повинное послание Дионисия, архиепископа Суздальского, к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому 1383 г. / Изд. А.С. Павлова // ПС, 1866. Ч. 1. С. 239—250; РИБ. Т. 6. СПб., 1880. С. 26, 28—32.

Макарий. История Русской Церкви. СПб., 1886. Т. 4, прил. 26. С. 373—377: ВМЧ, декабрь, дни 18—23. М., 1907. Стб. 1620—1646; ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11. С. 195—197; Л., 1925. Т. 4. Вып. 2. С. 400—404; СПб., 1908. Т. 21. Ч. 1. С. 320—332, 441—443.

Б.Ст. Ангелов. Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1958. С. 159—176.

М.Н. Тихомиров. Малоизвестные памятники: Киевские князья XI столетия в послании о повинных // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16. С. 454—456.

Н. Дончева-Панайотова. Неизвестно «Похвално слово за митрополит Петър» от Киприан Цамблак // Старобългарска литература. Кн. 2. Българско-руски литературни връзки през средневековието. София, 1977. С. 136—155.

Г.М. Прохоров. 1) Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; 2-е изд. СПб, 2000; 2) Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы // ТОДРЛ. Л., 1983. Т. 37. С. 286—304; ПЛДР. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 430—443, 579—581. БЛДР. Т. 6. XIV — середина XV века. СПб., 1999. С. 412—423.

Литература

В.Н. Татищев. История российская с самых древнейших времен. М., 1784. Кн. 4. С. 424.

К. Калайдович. Об ученых трудах митрополита Киприана и о том, справедливо ли приписывается ему и митрополиту Макарию сочинение книги Степенной // Вестн. Европы, 1813. Ч. 72. С. 207—224.

А.В. Горский. Св. Киприан, митрополит Киевский и всея Руси // Прибавл. к творениям святых отцов в VI ч. М. 1848. С. 295—369.

ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 254—256; СПб., 1859. Т. 8. С. 78—80; Игр., 1922. Т. 15. Вып. 1. С. 124—131; Пгр., 1921. Т. 24. С. 171—172; Т. 25. С. 234—236.

Ст. Шевырев. История русской словесности. М., 1858. Ч. 3. С. 169—187.

Киприан, всероссийский митрополит, и великий князь Дмитрий Донской // ПС, 1862. Ч. 1. С. 3—11.

Правила архимандрита Киприана (Обзор посланий) // Там же. 1865. Ч. 2. С. 9—34: А. Л-д [Леонид Кавелин]. 1) Киприан до восшествия на Московскую митрополию // ЧОИДР. 1867. Кн. 2. Отд. 1. С. 11—32; 2) Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприану // Чтения Моск. унив., 1872. Т. 1.

В.О. Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 74—77; 82—88; 124—126; 209, 319.

Амфилохий, архим. 1) Что внес Киприан, митрополит Киевский и всея России, а потом Московский и всея России, из своего родного наречия и из переводов его времени в наши богослужебные книги? // Тр. III Археол. съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г., Киев, 1878. Т. 2. С. 230—251; 2) Справедлив ли упрек монаха Нила Курлятевых о том, что митрополит Киприан по-гречески гораздо не разумел, и нашего языка довольно не знал же при исправлении Псалтыри? // Тр. IV Археол. съезда в России. Казань, 1891. Т. 2, отд. 6. С. 1—6.

Н.П. Барсуков. Источники русской агиографии. СПб., 1912. Стб. 287—289.

П.М. Строев. Библиологический словарь и черновые к нему материалы / Приведен в порядок и издан под ред. А.Ф. Бычкова. СПб., 1882. С. 165—170.

И.Д. Мансветов. 1) Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1881 (рец.: И. Помяловский. — ЖМНП, 1883, май. С. 108—109); 2) О трудах митрополита Киприана по части богослужения // Прибавл. к творениям святых отцов. 1882. Кн. 1. Ч. 1. С. 152—205; Кн. 2. С. 413—495; Кн. 3. С. 71—175; 3) Церковный устав. М., 1885. С. 270—271: Е. Барсов. По поводу сочинений проф. Моск. Дух. ак. И.Д. Мансветова «Митрополит Киприан в его литургической деятельности». М., 1882 // ЧОИДР, 1882. Кн. 3, отд. 5. С. 57—61.

Филарет [Гумилевский]. Обзор русской духовной литературы. 3-е изд. СПб., 1884. Кн. 1. С. 86—93.

Макарий. 1) История Русской Церкви. СПб., 1886. Т. 4. С. 59—86. СПб., 1886. Т. 5. С. 186—197.

Н.Н. Глубоковский. 1) Св. Киприан, митрополит всея России (1374—1406), как писатель // ЧОЛДП, 1892, февраль. С. 358—424; 2)РБС. Т. 8 (Ибак-Ключаров). СПб., 1897. С. 636—644; 3) Киприан // ПБЭ. СПб., 1909. Т. 10. Стб. 41—60.

Афонский Патерик. 7-е изд. Т. 2. М., 1897. С. 169.

Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. Т. 1. Вып. 1. Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1898. С. 353, 403—404, 575—576.

Е.Г. Голубинский. 1) История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. 1-я пол. С. 210—260, 297—356; 2) История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 191—194, 559—560.

М.И. Орлов. Литургия св. Василия Великого. СПб., 1909. С. II—X.

Пл. Соколов. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913. С. 420—563.

В. Вальденберг. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пгр., 1916. С. 145—157.

А. Пресняков. Образование великорусского государства // ЛЗАК. Пгр., 1920. Вып. 30. С. 108—379 (и отдельное издание: Образование великорусского государства. Очерки по истории XIII—XV столетий. Пгр., 1920).

М.Г. Попруженко. Синодик царя Бориса. София, 1928. С. XCVIII—CIX.

М.Д. Приселков. История русского летописания XI—XV вв. Л., 1940. С. 128—140.

Д.С. Лихачев. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 296—297.

В.Сл. Киселков. Проуки и очерти по старобългарска литература. София, 1956. С. 213—230.

И. Иванов. Българското книжовно влияние в Росня при митрополит Киприан (1375—1406) // Изв. на Ин-та за българска литература. София, 1958. Кн. 6. С. 25—79.

А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 1. С. 333—339.

И. Снегаров. К истории культурных связей между Болгарией и Россией в конце XIV — начале XV в. // Международные связи России до XVII в.: Сб. статей. М., 1961. С. 260—269.

Ἀ.-Ἀ. Ταχιάου. 1) Ὁ μητροπολίτης Ῥωσίας Κυπριανὸς Τσαμηλάκ // Ἐπιστημονικὴ Ἑπετερὶς Θεολογικη̑ς Σχολη̑ς, Θεσσαλονίκη, 1961. T. 6. Σ. 163—241; 2) Ἐπιδράσεις του̑ ἡσυχασμου̑ εἰς τὴν ἐκκλησιαστικὴν πολιτικὴν ἐν ᾿Ρωσίᾳ. 1328—1406. Ἐν Θεσσαλονίκη, 1962. Σ. 61—153.

B. Мошин. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X—XV вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1963. Т. 19. С. 104—106.

Л.А. Дмитриев. 1) Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: (К истории русско-болгарских литературных связей XIV—XV вв.) // Там же. С. 215—254: 2) Литературно-книжная деятельность митрополита Киприана и традиции великотырновской школы // Ученици и последователи на Евтимий Търновски: Втори международен симпозиум. Велико Търново. 20—23 май 1976. София, 1980. С. 64—70; Е. Михайлов. Митрополит Киприан // Бележити българи. София, 1967. Т. 1. С. 531—546.

Г.И. Вздорнов. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV—XV вв. // ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 23. С. 173—174, 182, 189.

J. Holthusen. Neues zur Erklärung des Nadgrobnoe Slovo von Grigorij Camblak auf den Moskauer Mitropoliten Kiprian // Slawistischen Studien zum VI. Internationalen Slavistenkongress in Prag; 1968. München, 1968. S. 372—382.

И.Б. Греков. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975.

D. Obolensky. 1) The Byzantine Commonwealth. New York; Washington, 1971. P. 263—264; 342—343; 2) Late Byzantine Culture and the Slavs: A Study in Acculturation // XV Congres international d'études byzantines: Rapports et co-rapports. Athens, 1976. P. 8—26; 3) A Philoorhomaios anthropos: Mitropolitan Cyprian of Kiev and all Russia // Dumbarton Oaks Papers, Washington, 1979. Vol. 32.

Г.М. Прохоров. 1) К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 140—148; 2) Летописная повесть о Митяе // Там же. Л., 1976. Т. 30. С. 238—254; 3) «Летописец Великий Русьский». Анализ его упоминания в Троицкой летописи // Летописи и хроники 1976. М., 1976. С. 67—78; 4) Избыточные материалы Рогожского летописца // Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1976. Т. 8. С. 185—203; 5) Летописные подборки рукописи ГПБ, F.IV.603 и проблема сводного общерусского летописания // ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. С. 165—198; 6) Центрально-русское летописание второй половины XIV в.: (Анализ Рогожского летописца и общие соображения) // Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1978. Т. 10. С. 159—181; 7) Древнейшая рукопись с произведениями митрополита Киприана // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник, 1978 г. Л., 1979. С. 17—30; 8) Поэтическое приложение к Духовной грамоте митр. Киприана и др. ритмизованные тексты // Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986. С. 182—214; 9) Киприан // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 53—71 (совм. с Н.Ф. Дробленковой).

Я.Н. Щапов. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. М., 1972.

Н.А. Дончева-Панайотова. 1) Образът на Киприан в Похвалното слово за него от Григорий Цамблак // Търновская книжовна школа. 1371—1971. Международен симпозиум. Велико Тырново, 11—14 октября 1971 г. София, 1974. С. 501—509: 2) Търновската книжовна школа и Ру-сия в края на XIV и началото на XV в. Киприан и Григорий Цамблак. Автореф. на дис. за присъждане на научн. ст. канд. на филол. н. Велико Търново, 1974. 32 с.; 3) Неизвестно «Похвално слово за Петър» от Киприан // Литературна мисъл, София, 1975. Кн. 1. С. 98—101: 4) Киприановото «Похвално слово за Петър» в болгарска и руската панегирична традиция // Език и литература. София, 1977. Кн. 2. С. 30—43; 5) По въпроса за родство между митрополит Киприан и Григорий Цамблак // Старобългарска литература. София, 1978. Кн. 3. С. 77—85; 6) Цикл произведения за митрополит Петър от Киприан // Търновска книжовна школа. 2. Ученици и последователи на Евтимий Търновски. Втори международен симпозиум. Велико Търново, 20—23 май 1976, София, 1980. С. 143—155; 7) Киприан, старобългарски и староруски книжовник. София, 1981.

I. Talev. Some Problems of the Second South Slavic Influence in Russia // Slavistische Beitrage. München, 1973. Bd 67. S. 82—93.

И.Ф. Мейендорф. 1) О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. ·// ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 291—305; 2) Byzantium and the Rise of Russia. A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge Univ. Press, 1981. P. 200—260.

Н.С. Борисов. Социально-политическое содержание литературной деятельности митрополита Киприана // Вестн. МГУ. 1975. № 6. С. 58—72: M.S. Iovine. Metropolitan Kiprian and the Orthodox Slavic Revival // Bulgaria: Past and Present: Studies in History, Literature, Economics, Music, Sociology, Folclore and Linguistics / Ed. by Thames Butlev. Columbus, Chio, 1976. P. 261—266.

О.А. Князевская, Е.В. Чешко. Рукописи митрополита Киприана и отражение в них орфографической реформы Евфимия Тырновского // Търновска книжовна школа: Ученици и последователи на Евтимий Търновски. Втори международен симпозиум. Велико Търново, 20—23 май 1976. София, 1980. С. 282—292.

Е.В. Чешко. Второе южнославянское влияние в редакции псалтырного текста на Руси (XIV—XV вв.) // Старобългаристика. 1981. № 4. С. 9—85.

Л.В. Бетин. Митрополит Киприан и Феофан Грек // Études balkaniques. Sofia, 1977. T. 1. P. 109—115: М.Д. Ваган. Чудо митрополита Киприана. Еще один фольклорный мотив в сборнике XV в. книгописца Ефросина // ТОДРЛ. Л. Т. 36, 1981. С. 234—238.

J. Alissandratos. The Structure of Gregory Camblak's Eulogy of Cyprian // Palaeobulgarica. T. 6. 1982. P. 45—58.

Библиография составлена Н.Ф. Дробленковой

 
© 2004—2021 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика