Александр Невский
 

Способы управления

ДАНЬ — натуральный или денежный сбор с подвластных племен и народов.

В 9—10 вв. киевские князья, подчиняя племена древлян, радимичей, северян и др., облагали их данью, которая выплачивалась деньгами, мехами, продуктами. Описание сбора дани киевскими князьями в сер. 10 в. содержится в книге византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». Ежегодно в ноябре князья отправлялись в объезд по землям подчиненных Киеву славянских племен. Сбор дани занимал всю зиму, и только в апреле участники «кружения» (так называет объезд племен византийский автор) возвращались в Киев. В 11—12 вв. дань Киеву платили подчиненные русские земли. В 13—15 вв. русские земли платили дань («выход») ханам Золотой Орды. А.К.

БАСКА́КИ (тюрк.) — представители монгольских ханов в завоеванных землях.

Баскаки должны были обеспечить учет населения, сбор дани и выполнение других повинностей в пользу ордынских ханов. В ведении баскаков состояли особые военные отряды. На Руси они появились в сер. 13 в. В кон. 13 в. русские князья добились права самостоятельно собирать дань. Но в нач. 14 в. ордынские ханы вновь стали присылать баскаков. Для русских людей баскаки стали зримым воплощением монголо-татарского ига. В русский фольклор вошло имя баскака Чол-хана, которого на Руси прозвали Щелканом: «У которого денег нет, у того дитя возьмет. У которого дитя нет, у того жену возьмет. У которого жены-то нет, того самого головой возьмет». В 1327 г. Чол-хан бесчинствовал в Твери. Однажды на торгу баскак силой отнял коня у дьякона Дудко. Тот закричал: «О мужи тверские, не выдавайте!» Горожане бросились ему на помощь, завязалась драка с ордынцами. По звуку набата тверичи собрались на площади и решили расправиться с ненавистными сборщиками. Отряд Чол-хана перебили, а сам он сгорел в княжеском дворце, где пытался укрыться. Восстание было подавлено страшной «Федорчуковой ратью», присланной из Орды.

В 30-е гг. 14 в. князь Иван Данилович Калита окончательно добился передачи сбора ордынской дани в руки русских князей. С этого времени баскаки более на Русь не присылались. С.П.

ЯРЛЫ́К (тюрк. — повеление, приказ) — письменный документ, грамота, выдаваемая от имени монгольских ханов.

В период монголо-татарского ига ханские ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. В это время ордынские ханы считались «хозяевами» по отношению к русским князьям. Русским князьям приходилось ездить в Орду, чтобы получить ярлык на княжение. Таким образом ханы контролировали политическую ситуацию в подвластных им русских землях. Получив ярлык на великое княжение из рук ордынцев, Дмитрий Иванович Донской своему сыну Владимиру I Дмитриевичу завещал престол, уже не испрашивая разрешения Орды. Последним князем, получившим в Орде ярлык, стал Василий II Темный (1462).

Ханы выдавали ярлыки также русским митрополитам, по которым владения Русской церкви освобождались от налогов и повинностей. С.П.

ЯСА́К — натуральная подать, которой облагались народы Поволжья и Сибири.

В Русском государстве впервые введен после взятия Казани в 1552 г., когда московское правительство стало взимать в свою пользу ясак, ранее выплачивавшийся поволжскими народами казанским ханам. Ясак вносился в казну «мягкой рухлядью» — соболями, куницами, лисицами, бобрами и другой пушниной, а также скотом. Плательщики ясака именовались ясачными людьми. Выплата ясака считалась выражением подданства того или иного племени или рода русскому государю. В 18—19 вв. натуральный ясак стал заменяться денежным сбором; формально сохранялся до Февральской революции 1917 г. Вл. К.

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика