Александр Невский
 

1. Русско-Ливонские отношения в первой четверти XIII в.

А. О походах новгородцев в Ливонию в 1212 (1210?) и 1214 (1212?) гг.

«Въ лѣто 6720. Ходи Мьстислав на Чюдь, рекомую Търму, съ новгородьци, и много полониша, скота бещисла приведоша. Потом же на зиму иде князь Мьстиславъ съ новгородьци на чюдьскыи городъ, рекомыи Медвѣжю голову, села ихъ потрати; и придоша подъ городъ, и поклонишася Чюдь князю, и дань на нихъ възя, и придоша вси сдрави».

«Въ лѣто 6722. <...> Мѣсяця февраля въ 1 день... иде князь Мьстислав съ новгородьци на Чюдь на Ереву, сквозе землю Чюдскую къ морю; села ихъ потрати и осѣки [1] ихъ възьма; и ста съ новгородци подъ городомъ Воробииномъ и Чюдь поклонишася ему; и Мьстиславъ же князь възя на нихъ дань... бяше же ту и Пльсковскыи князь Всѣволодъ Борисовиць съ пльсковици [2], и Торопьцьскыи князь Давыдъ, Володимирь брат [3]; и придоша сдрави вси съ множьствомь полона» [НIЛ: 52, 53].

Комментарий

Общие замечания. Данные сообщения обычно отождествляются в литературе с рассказами хрониста Генриха под 1210 г. (ГЛ, XIV: 2) и 1212 г. (ГЛ, XV: 8). При этом Н.Г. Бережков полагал, что верны именно даты, указанные в «Хронике Ливонии», а не в летописи [Бережков 1963: 248—249]. Кроме того, Бережков относил эти статьи летописи к группе статей, отличающихся «очень большой неправильностью, непоследовательностью в обозначении годов» [Бережков 1963: 247—248]. Сопоставление сообщений хроники и летописи позволяет предполагать, что первая часть летописной статьи за 6720 г. относится к рассказу, помещенному под 6722 г. Принято считать, что «Търма» — это большая деревня «Turme» (эст. Tõrma), упомянутая хронистом Генрихом в земле Вирумаа (Вирония) (ГЛ, XXIII: 7), рядом с современным г. Раквере [ИЭ: 115, 144; HLK: 199]. Этаже деревня упоминается и в Датской поземельной книге во второй половине XIII в. [ЕВА: 6]. Однако в более позднее время (с XVIII в. и до настоящего времени) в источниках фиксируется большой населенный пункт — центр церковного прихода Торма в северной части средневековой области Вайга. Рядом расположено древнее городище, правда, не исследованное [Веские 1976: 32—38]. В связи с этим можно предполагать, что в XIII в. здесь также было большое поселение, которое как раз и упомянуто в летописи. Согласно же сообщению хрониста Генриха под 1212 г., русское войско сначала отправилось в область Вайгу, а затем свернуло в центр Эстонии — в землю Герва (рус. Ерева) и далее в Гариен, где находилась крепость Варбола (рус. Воробиин). Иначе говоря, сообщение о походе к Медвежьей голове должно датироваться 1210 г., а сообщения о походе на «Чудь Търму» и к Воробиину следует объединить под 1212 г.

1. Осек (осѣкъ) — в русских источниках имеет несколько значений: а) завал на лесных дорогах; б) изгородь, сооруженная в лесу из срубленных и наваленных друг на друга деревьев; в) место, огороженное такой изгородью, использовавшееся как убежище во время нашествия врагов или как военное укрепление в лесу, прикрывавшее подступы к важным стратегическим объектам [Срезневский, II: 753—754; Даль, II: 625—626].

2. Всеволод Борисович — сын киевского князя Мстислава-Бориса Романовича. Княжил в Пскове с конца 1211 до конца 1214 или начала 1215 г. В 1219—1221 гг. княжил в Новгороде [НIЛ: 59—60; Назарова 1998 (а): 353—354, 356].

3. Давыд Торопецкий — князь Давыд Мстиславич, младший брат новгородского князя Мстислава Мстиславича и псковского князя Владимира Мстиславича. Был убит при отражении нападения литовцев на Новгородскую землю в 1225 г. [НIЛ: 64].

Б. Нападение на Псков в 1213 (1212?) г.

«Въ лѣто 6721. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсквици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе [1], а пльсковици бяху на озѣрѣ; и много створиша зла и отъидоша» [НIЛ: 52].

Комментарий

Общие замечания. Исследователи проводят аналогии между этим сообщением и рассказом хрониста Генриха (ГЛ, XV: 10) о нападении на Псков эстов в начале 1212 г., хотя и отмечают расхождения в этих известиях [Аннинский 1938, примечания: 529; HCL: 100; Ш: 391]. Э. Тарвел предположил, что летописец здесь спутал нападавших на Псков язычников — литовцев и эстов [HLK: 131]. Поскольку, согласно хронике, нападение эстов на Псков было зимой, С.А. Аннинский датирует «Петрово говение» (Петров пост), о котором упоминает летописец, 22 февраля [Аннинский 1938, примечания: 529]. Однако Л. Арбузов и А. Бауэр справедливо указали на ошибку Аннинского, поскольку «Петрово говение» — летний (июньский), а не зимний пост [HCL: 100].

Эта статья летописи относится к той же группе статей с перепутанной датировкой, которую выделяет Н.Г. Бережков (см. комментарий к статьям за 6720 и 6722 гг.). Не исключено, что при первой фиксации событий они были записаны в другой последовательности. Для подтверждения этого предположения сошлемся на тот же рассказ, попавший в НIVЛ [НІVЛ: 184; оттуда — в НVЛ: 183]: «Изгнаша Псковици отъ себѣ князя Володимира Торопьскаго, а сами идоша на озеро; и Литва пришедъ в Петрово говѣніе, и пожьгоша Пльсковъ». Такая же последовательность событий, представляющаяся более логичной, запечатлена и в рассказе П3Л [П3Л: 77], хотя в ней нет упоминания об уходе псковичей на озеро). В 1228 г., перечисляя свои претензии к Новгороду из-за непродуманной политики новгородцев в Ливонии, псковичи указали среди прочего на то, что псковское войско «избиша на озере» (см. далее: прил. 2А). Поскольку в летописи до 1228 г. нет других известий о столкновении псковичей с кем-то «на озере», правомерно отнести это упоминание к сообщению статьи за 6721 г. и сопоставить с известием хроники о нападении эстов на Псков в начале 1212 г. (т. е. в конце мартовского 1211 г.). Таким образом, в статье за 6721 г. помещены три отстоящие друг от друга по времени события: изгнание Владимира из Пскова в 1211 г., столкновение псковского войска с эстонцами на озере (Псковском?) в конце февраля или начале марта 1212 г. и нападение литовцев на Псков (в июне — начале июля 1212 г.).

Свидетельством тому, что в поздних НIVЛ (середина XV в.) и П3Л (XVII в.) воспроизведена более ранняя, чем в Синодальном списке НIЛ, запись рассматриваемых летописных событий, может быть и именование Владимира «Торопьским». Вполне вероятно, что Владимир до первого прихода в Псков княжил в Торопце, где его сменил его младший брат Давыд. Эта деталь должна была быть известна современнику Владимира и Давыда, но вряд ли представляла интерес в более позднее время.

1. О причинах изгнания князя Владимира из Пскова см. в ком. 11 к ГЛ, XV.

В. Поход в Эстонию в 1217 г.

«Въ лѣто 6725. <...> Тъгда же поиде Володимиръ въ Новъгородъ своими орудии [1]. И воеваша Литва въ Шелонѣ [2]; новгородци идоша по нихъ и не състигоша ихъ. И поидоша къ Медвѣжи голове съ княземь Володимиромь и съ посадникомь Твьрдиславомь [3], и сташа подъ городомь. Чюдь же начаша слати съ поклономь льстью, а по Нѣмьци послаша; и начаша новгородци гадати съ Пльсковичи о чюдьскои речи, отшедъше далече товаръ [4], а сторожи ночьнии бяху пришли, а днѣвнии бяху не пошли; а наѣхаша на товары без вѣсти, новъгородци же побегоша съ вѣчя [5] въ товары, и поимавше оружие и выбиша е ис товаръ; и побѣгоша Нѣмци къ городу, и убиша новгородци два воеводѣ, а третий руками яша [6], а коневъ отъяша 700, и придоша сдрави вси. Князь же Мьстиславъ приде въ Новъгородъ без нихъ...» [НIЛ: 57].

Комментарий

Общие замечания. Об этих же событиях, датируемых февралем 1217 г., сообщает хронист Генрих (ГЛ, XX: 7, 8). По мнению Н.Г. Бережкова, сообщение летописи об этом походе имеет хронологически переходный характер и относится к концу 6724 — началу 6725 мартовских годов. При этом он исходит из датировок «Хроники Ливонии», отмечающей, что начало похода совпало с великим постом, в 1217 г. начавшемся 7 февраля [Бережков 1963: 259]. Согласно летописи, князя Мстислава Мстиславича тогда в Новгороде не было — незадолго до того он отправился в Киев, оставив вместо себя в Новгороде малолетнего сына Василия [НIЛ: 57].

1. Своими орудии — здесь можно перевести как «со своими силами» и «со своими замыслами» [см. Даль, II: 692].

2. Шелонь — здесь: волость, расположенная по течению р. Шелони, подвергавшаяся частым нападениям литовцев [Янин 1998: 74—75, 82—83].

3. Твердислав Михалкович был новгородским посадником в 1216—1220 гг. с коротким перерывом в 1218 г. [НIЛ: 57—60]. Происходил из новгородского рода Михалковичей, принадлежавшего к прусской боярской группировке [Янин 1991: 11—16, 20].

4. Товар — здесь: походный военный обоз [см. Даль, IV: 408—409].

5. Вече — здесь: собрание, совещание войска [см. Даль, I: 189].

6. Руками яша — захватили в плен. В отличие от летописца, хронист Генрих сообщает о гибели трех рыцарей-меченосцев (см. ГЛ, XX: 7, 8).

Г. Поход в Ливонию 1218 г.

«Въ лѣто 6727. <...> Том же лѣтѣ иде князь Всеволодъ [1] съ новгородьци къ Пертуеву [2], и устретоша стороже [3] Нѣмьци, Литва [4], Либь, и бишася; и пособи богъ новгородьцемъ, идоша подъ городъ и стояша 2 недѣли, не взяша города, и придоша сторови. <...> Пришьдъше же от Пьртуева, вдаша посадничьство Твьрдиславу, а Якуну тысячьское опять [5]» [НIЛ: 59—60].

Комментарий

Общие замечания. В данном отрывке сообщается о том же походе, о котором в «Хронике Ливонии» рассказывается под 1218 г. (ГЛ, XXIII: 2—4). Сообразуясь с хроникой, Н.Г. Бережков полагал, что основное содержание летописной статьи следует датировать 6726 (1218/1219) мартовским годом, а поход в Ливонию относит к ранней осени 1218 г. [Бережков 1963: 260].

1. Князь Всеволод Мстиславич — сын Мстислава Романовича, бывшего тогда великим князем Киевским. О появлении его в Новгороде сообщается в начале этой же летописной статьи. Княжение Всеволода в Новгороде продолжалось два года — новгородцы прогнали его в конце 1220 или начале 1221 г. [НIЛ: 60].

2. Название ливонского замка — «Пертуев», в других источниках не встречается. В издании Новгородской Первой летописи 1950 г. [НIЛ: 612] замок ошибочно отождествляется с Перновом (Пярну), основанным лишь во второй половине XIII в. Сопоставление с хроникой Генриха позволяет предполагать, что Пертуев — это замок меченосцев Венден. Название «Пертуев», по мнению С.А. Аннинского, происходит от имени рыцаря Бертольда — главы венденских меченосцев, при котором примерно в 1208 г. был основан замок [Аннинский 1938, примечания: 545]. С его мнением согласен Э. Мугуревичс [ІН: 377]. Логически такое предположение представляется вполне возможным. Однако в ливонских источниках название «Бертольдов город» применительно к Вендену неизвестно. Кроме того, и в русских источниках Венден-Цесис обычно называется «Кесь».

3. Стороже — здесь: передовой отряд ливонского войска, вышедший навстречу русским.

4. Упоминание о Литве — явная ошибка летописца. Речь может идти о северных латгалах, составлявших вместе с ливами вспомогательные силы при войске меченосцев (ср. ком. 6 к прил. 2Ж).

5. Согласно летописи, Твердислав был лишен посадничества, а Якун — должности тысяцкого в начале 1218 г. из-за недовольства новгородцев их действиями в конфликте с владимирским князем Юрием Всеволодовичем [НIЛ: 59]. Возвращение же им прежних должностей — реакция новгородцев на неудачный поход в Ливонию. О Твердиславе см. выше: ком. 3 к прил. 1В. Якун Намнежич стал тысяцким не позже конца 1214 г. [НIЛ: 53, 54]. До какого времени он оставался в этой должности, точно неизвестно.

Д. Русско-литовский поход в Ливонию в 1222 (1221?) г.

«Въ лѣто 6730. <...>Того же лѣта Гюрги князь [1] присла брата своего Святослава [2] новгородьчемъ въ помощь; идоша новгородьци съ Святославомъ къ Кеси [3], и придоша Литва въ помочь же; и много воеваша, нъ города не възяша. На ту же зиму князь Всѣволодъ [1] побеже въ ноць, утаивъся из Новагорода, съ всемь дворомъ своимь; новгородьцы же печяльни быша о томъ [4]...» [НIЛ: 60].

Комментарий

Общие замечания. Подробный рассказ о совместном русско-литовском походе к Вендену содержится также в «Хронике Ливонии» (ГЛ, XXV: 3). Н.Г. Бережков, исходя из этих сведений, полагает, что в летописной статье за 6730 г. объединены события за два мартовских года — 6729 и 6730. В частности, 6729 г. (т. е. 1221 г.) следует датировать сообщение о походе в Ливонию [Бережков 1963: 261].

1. Владимирский князь Юрий Всеволодович, сын которого Всеволод Юрьевич, сменил в 1221 г. на новгородском столе князя Всеволода Мстиславича. См. также ком. 4.

2. Князь Святослав — Гавриил Всеволодович, в 1213—1228 гг. княжил в Юрьеве-Польском; в 1246—1252 гг. — великий князь Владимирский [Войтович 1990: 153].

3. Кесь — рус. название замка Венден (Цесис).

4. В конце 6731 г. (т. е. в конце 1223 или начале 1224 г.) по просьбе новгородцев князь Юрий Всеволодович вернул Всеволода на новгородское княжение. Повторно Всеволод княжил в Новгороде примерно до конца 1224 г. [НIЛ: 61, 64].

Е. Поход в Эстонию в 1223 г.

«Въ лѣто 6731. <...> Приде князь Ярославъ [1] от брата и иде съ всею областию къ Колываню [2], и повоева всю землю Чюдьскую, и полона привиде бещисла, нъ города не взяша, злата много възяшя, и придоша вси съдрави» [НIЛ: 61].

Комментарий

Общие замечания. Подробно об этом походе рассказывается в «Хронике Ливонии», согласно которой русские отряды отправились в Эстонию на помощь восставшим против крестоносцев эстам по просьбе последних (ГЛ, XXVII: 3). Однако мотив совместной борьбы остался не замеченным летописцем, который счел необходимым акцентировать внимание на экономическом результате похода и отсутствии потерь в русском войске. О том, что главной целью похода был все же захват Колывани, свидетельствует замена в Новгороде князя сразу после возвращения русских войск в город.

1. Князь Ярослав (Федор) Всеволодович — брат владимирского князя Юрия Всеволодовича, княживший до прихода в Новгород в Переславле-Залесском. Ярослав был поставлен братом на новгородское княжение в конце 1222 г. после ухода из Новгорода сына Юрия — Всеволода (см. ком. 4 к прил. ІА), княжил там до конца 1223 или начала 1224 г. и был заменен на Всеволода Юрьевича, призванного по просьбе новгородцев, недовольных результатом похода в Эстонию [НIЛ: 61]. Это второе княжение Ярослава в Новгороде. Первый раз он сидел на новгородском столе в 1214—1216 гг. [НIЛ: 53—55]. После 1223 г. он еще трижды княжил в Новгороде: в 1225—1228 гг. [НIЛ: 64—68], в 1231—1232 гг. [НIЛ: 71—72] и в 1233—1236 гг. [НIЛ: 72—74], в перерывах возвращаясь в Переславль (см. далее в прил. 2А). Позже княжил во Владимире и Киеве [Войтович 1990: 153].

2. Колывань — русское название эст. крепости Линданисе, а затем и построенного там в 1219 г. датчанами замка Ревель (Таллинн) (см. ком. 19 к ГЛ, XXVII).

Ж. О захвате немцами Юрьева в 1224 г.

«Въ лѣто 6732. Приде князь Всеволод Гюрьгевиць [1] въ Новьгород. Того же лѣта убиша князя Вячка [2] Немьци въ Гюргевѣ, а городъ взяша» [НIЛ: 61].

Комментарий

Общие замечания. Подробный рассказ о взятии Юрьева (Дорпата) содержится в ГЛ, XXVIII: 5, 6. под 1224 г.

1. О возвращении Всеволода Юрьевича на новгородское княжение см. в ком. 1 к прил. 1Е.

2. Вячко — латгальский князь Кукенойса (Кокнесе) Ветсеке.

 
© 2004—2019 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика