Александр Невский
 

Типы тевтонских кораблей

Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов. В 1404 г. тевтонский замок Христбург имел 23 речных корабля, Эльбинг — более 19, Мемель (Клайпеда) — более 12, прусская столица Тевтонского ордена Мариенбург-на-Ногате — более 8. В большинстве своем эти суда были плоскодонными, но некоторые имели киль.

Удобными для боевого применения кораблями были когти (кокки, коги, коггены, гатты, бусы, нефы, кочи), имевшие на корме уже упоминавшиеся выше ахтеркастели — надстройки в форме небольших крепостей, использовавшиеся в качестве боевых платформ. К концу XIII в. когти получили еще одну боевую надстройку, расположенную в передней части корабля и называвшуюся «форкастель».

Варианты кораблей с меньшей осадкой очень часто применялись в устье рек, впадавших в Балтийское море. Когги доставляли отряды крестоносцев по Балтийскому морю в Ригу, где «вооруженные паломники» пересаживались на речные суда, перевозившие их в глубь Ливонии, где важнейшей водной транспортной артерией была река Дина.

Для перевозки грузов использовалось судно под названием «гольк» — прямой предшественник когга, с более плоским дном и более низкими боевыми надстройками на носу и корме. Хронисты упоминают в числе орденских кораблей также гребные прамы, приводившиеся в движение 17,15, 14 или 12 гребцами, именовавшимися «подмастерьями» (нем. гезеллен, и нассуты — небольшие плоскодонные суда с 16 или 18 гребцами, имевшие также мачту с четырехугольным парусом. Русские именовали нассуты по-своему — «насадами». В русских летописях что упоминаются нападения ливонских тевтонов, передвигавшихся по реке в насадах (в частности, на Псков).

При помощи канатов можно было, идя по берегу реки, волочь прамы и нассуты вверх по течению. В составе орденского флота числились также рейсеканы (буквально «рейсовые (походные) лодки»), имевшие высокие борта, округлые формы и напоминавшие тогдашние морские корабли. Орден использовал рейсеканы (чаще всего имевшие на борту по 20 человек) для военных экспедиций (как мы уже знаем, такие вооруженные экспедиции именовались «рейсами», а их участники — «рейсигами»; последнее слово в дальнейшем стало обозначать всякого тяжеловооруженного, преимущественно конного, воина вообще). Малые лодки, которые обычно изготавливались прямо в походе и могли перевозиться на телегах, как правило, были рассчитаны на шесть человек каждая. Некоторые из орденских кораблей, ходивших по Висле, были оборудованы в качестве плавучей военно-полевой пекарни.

При строительстве тевтонского замка Христмемель на берегу реки Мемель выше замка Раг(а)ниты при верховном магистре тевтонов брате Конраде Трирском (фон Трире) в 1313 г. воины ордена построили через довольно широкую в этом месте реку понтонный мост из кораблей.

Снабжение строителей замка провиантом и строительными материалами осуществлялось морским путем. На море бушевали штормы, вследствие чего погибло много кораблей, а также четыре брата-рыцаря и 400 кнехтов и слуг. В ходе неудачного штурма литовской крепости Бизены летом 1313 г. через реку Мемель был построен понтонный мост из орденских кораблей, по которому прибывшее по реке орденское войско подвозило к замку осадные машины.

Впоследствии тевтонский комтур (командор) Раг(а)ниты распорядился построить наряду с большим числом обычных речных судов, специальный военный корабль с надстройками в виде крепостных стен и башен, при помощи которого намеревался взять литовский замок Юнигеду. Однако литовским язычникам удалось при помощи многочисленных судов, окружить этот большой корабль ордена на реке Мемель и уничтожить его.

Согласно орденской «Хронике земли Прусской» Петра из Дусбурга, литовцы в 1315 г. осадили тевтонский замок Христмемель и орден перебросил на помощь осажденному гарнизону на кораблях шеститысячное войско. Замок удалось деблокировать, литовцы сняли осаду и ушли восвояси.

Во второй половине XIV в. орден при помощи выписанных из Голландии за большие деньги мастеров построил на реке Мемель шлюзы, обеспечив свободное судоходство от Лабиау (на литовской границе) до центра орденских владений в Пруссии и далее до городов Мариенбурга и Данцига.

Когда в 1403 г. датские войска захватили остров Готланд, орден направил туда корабли с небольшим войском на борту, установившие морскую блокаду Готланда и уничтожившие датский флот в морском сражении при Кальмаре.

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика