2. Летописание Переяславля-Русского
Этот город находится на Украине на левом берегу Днепра, современный город Переяслав-Хмельницкий.
Начало летописания здесь связывают с именем епископа Сильвестра (поставлен в 1118 г.) — автора второй редакции ПВЛ, бывшего в то время игуменом Выдубицкого монастыря под Киевом. По предположению М.Д. Приселкова, до 1175 г. летописание здесь ведется как летописание епископское. А.Н. Насонов уточнил место создания летописи — церковь святого Михаила. Памятников переяславской историографии до нас не дошло, они восстанавливаются путем анализа текстов Лаврентьевской и Ипатьевской летописей за XII—XIII вв. Например, в Лаврентьевской летописи отразились два летописания Переяславля-Русского — епископское и княжеское. Эти летописания отличались друг от друга хронологией (на один-два года), а так как оба они представлены в тексте Лаврентьевской летописи, произошла дублировка событий (под разными годами описывается одно и то же событие). Например, поход князя Михаила на половцев — под 1169 г. и 1171 г. В описании под 1169 г. победа князя Михаила приписана Десятинной церкви, а под 1171 г. она связывается с молитвой за князя Михаила его отца и деда (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Л., 1927. Стб. 360—361 и 363):
В лето 6677(1169) «...Половци побѣгоша, и наши по них погнаша, овы сѣкуще, овы емьлюще, и яша ихъ руками полторы тысячѣ, а прочии избиша, а князь ихъ Тоглии оутче. И бысть помощь Христа честнаго и святое Матере Божьи Десятиньное Богородици, еяже бяхуть волости заяли. Да аще Богъ не дасть въ обиду человека проста, еда начнутъ его обидѣти, аже своее Матери дому. И приде Михалко с Переяславци и с Берендѣи г Кыеву, побѣдивше Половци, хрестьяне же избавлени тоя работы, полонении же възвратишася опять в своя си. А прочии вси хрестьяне прославише Бога и святую Богородицю, скорую помощницю роду хрестьяньску». | В лето 6679 (1171)
«...и сступишася с ними битъ. И поможе Богъ Михалку со Всеволодом на поганыя и дѣдня и отня молитва. И сбыстся в неделю. Самих поганых избиша, а другыя изъимаша, а полонъ свои отяша, 400 чади, и пустиша я во своя си. А сами възвратишася в Кыевъ, славяще Бога и святую Богородицю и креста честнаго». |
При сравнении текстов видно, что описания одного и того же события отличаются друг от друга, при этом следует обратить внимание на то, что в описании под 1171 г. рядом с именем князя Михила упоминается князь Всеволод — это результат деятельности одного из владимирских летописцев.
Епископское летописание заканчивается 1175 г., а в княжеском — описания событий доводятся до 1193 г. Последним его известием было известие о смерти князя Владимира Глебовича. Епископское и княжеское летописание Переяславля-Русского повлияло на первые летописные своды северовосточной Руси, точнее, на Владимирское летописание.
На юге Древнерусского государства (кроме Киева, Галича, Переяславля-Русского) летописание велось в Чернигове (XII в.) и предположительно в Вышгороде (XI в.), но выявлять материалы этих летописных центров из текста Лаврентьевской и Ипатьевской летописей достаточно сложно.
Литература
Приселков М.Д. История русского летописания XI—XV вз. СПб., 1996. С. 151—159; Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 79—99.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |