Александр Невский
 

5. Реформа язычества

Первой по времени, если судить из последовательности событий в летописи, реформой Владимира была религиозная. Речь идет о рассказе летописца под 980 г. об устройстве в Киеве вблизи княжеского дворца своеобразного пантеона из шести языческих богов с громовержцем Перуном во главе.

Этот рассказ принадлежит к числу наиболее часто исследуемых историками текстов «Повести временных лет» и Новгородской первой летописи младшего извода: «И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажь-бога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».1 Долгое время историки безоговорочно верили этому сообщению источников. Однако развертывание исследовательской работы над древнерусскими летописями постепенно привело к выводу, что «Повесть», так же как и Новгородская первая летопись младшего извода, состоит из нескольких разновременных слоев, вобрав в себя по меньшей мере три предыдущих свода: Древнейший 1039 г., Первый Печерский или Никоновский 1073 г. и Начальный 1095 г. Текстологическому анализу подвергся и рассказ Нестора о пантеоне языческих богов. Он дал неожиданные результаты.

В начале нашего столетия польский ученый С. Рожнецкий, исследовав известия «Повести» о религиозной реформе Владимира в Киеве и Новгороде, а также другие контексты источника, пришел к выводу, что в первичном киевском тексте, предшествовавшем «Повести», был назван лишь один Перун.2 Неизвестно, был ли знаком с этой работой А.А. Шахматов, полагавший, что текст об устройстве пантеона языческих богов в Киеве впервые появился в Древнейшем своде 1039 г. и имел следующий вид: «И нача княжити Володимер Кыеве един, и постави кумиры на хълму въне двора теремьнаго, и творяше потребу кумиром с людьми своими». Даже имени Перуна в том тексте не было. Имена шести богов появились, по мнению А.А. Шахматова, в изводе 1095 г.3 Однако польский историк Х. Ловмяньский, тщательно проштудировав «Повесть», Новгородскую первую летопись младшего извода и другие источники, пришел к мысли, будто бы шесть богов пантеона Владимира появились под пером составителя киевского извода 1073 г. игумена Никона, а в тексте Древнейшей летописи (которую он датирует временем около 1030 г.) стояло имя одного лишь Перуна.4

В свое время к аналогичному выводу пришел А.Е. Пресняков на основании изучения Радзивилловском и Московско-Академического списков «Повести временных лет», в которых сказано не «кумиры», а «кумир». Ученый также считал, что в Древнейшей летописи упоминался только Перун, что согласуется с дальнейшим известием Новгородской первой летописи младшего извода о поставлении в Новгороде одного лишь Перуна.5

Принимая хорошо аргументированное мнение А.Е. Преснякова и Х. Ловмяньского, замечу, что попытка установления на Руси культа верховного языческого божества Перуна выглядит симптоматичной. Она свидетельствует о том, что Владимир Святославич стремился к монотеистическому культу, полагая, вероятно, что единоличной власти должен соответствовать единый и общий для всех в стране бог. Но сама реформа язычества была обречена на неудачу, потому что старая, отжившая свое языческая религия не соответствовала новым условиям, новым отношениям в обществе, в котором рождался феодальный способ производства. Вероятно, это стало понятно Владимиру, — конечно, лишь то, что старая вера не способна служить ему действенно, — и приблизительно через десять лет (время в развитии общества мгновенное!) ее сменила вера новая, христианская. Таким образом, даже неудачная по последствиям реформа язычества объективно свидетельствует об укреплении руководства государством со стороны князя и его окружения, о четком стремлении к централизации страны.

Примечания

1. Повесть временных лет. С. 56; Новгородская первая летопись... С. 128.

2. Rożnecki S. Perum und Thor. Ein Beitrag zür Quellenkritik der russischen Mytholohie // Archiv zür slavische Philologie. Berlin, 1901. T. 23. S. 504, 511.

3. Шахматов А.А. Указ. соч. С. 139, 140, 555.

4. Lowmianski H. Religia slowian i jej upadek (w. VI—XII). Warszawa, 1966. S. 114—118.

5. Пресняков A. E. Указ. соч. С. 349.

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика