Александр Невский
 

на правах рекламы

Инструкция по безопасному ведению работ для рабочих люльки, находящихся на подъемнике.. . Программа повышения квалификации Рабочий люльки, цены на подготовку. Повышение квалификации по программе «Рабочий люльки»: доступная цена на курс переподготовки в учебном центре «Специалист» в Нижнем Новгороде. Дистанционно.

9.5. К истории создания фильма

Съемки фильма «Александр Невский» начались 5 июня 1938 г. «Мосфильм» прикрепил к Эйзенштейну второго режиссера Дмитрия Васильева, оператором стал Эдуард Тиссе, с которым режиссер работал со времени первого фильма «Стачка» (1924). В качестве автора музыки для своего первого звукового фильма Эйзенштейну удалось привлечь Сергея Прокофьева1. Сотрудничество со знаменитым и одновременно подвергавшимся критике композитором и работу над изобразительно-звуковым Gesamtkunstwerk Эйзенштейн позднее называл самыми интересными аспектами создания фильма2.

Основой работы Эйзенштейну и его группе служил литературный сценарий фильма «Александр Невский» — переработка сценария «Руси»3. ГУК предписал режиссеру рабочий план, включающий 198 съемочных дней и предусматривающий окончательную готовность фильма к концу февраля 1939 г. Однако сам Эйзенштейн, вполне в духе времени, поставил цель выполнить этот план быстрее и закончить работу к концу декабря 1938 г. Производство фильма стало состязанием со временем. В конце концов Эйзенштейну удалось даже перевыполнить свой собственный план и закончить картину к 21-й годовщине Октябрьской революции4. Вечером 7 ноября фильм был показан ЦК и членам правительства и был одобрен Сталиным, а 1 декабря 1938 г. состоялась его премьера в советских кинотеатрах5.

Фильм «Александр Невский» был типичным произведением искусства эпохи сталинизма не только содержательно, но и в «производственном» отношении. Пресса, с самого начала с большим интересом следившая за созданием фильма6, отмечала работу группы как настоящий «стахановский проект»7:

Группа картины «Александр Невский» («Мосфильм») показывает образцы социалистического труда, большевистской организованности. 3 сентября группа выполнила план на 206 процентов...8

Работа киногруппы описывалась не только как «борьба со временем», но и «борьба за качество», борьба «с врагом» и «с природой». «Борьба» была «ключевым понятием сталинистского словаря»9. В первой биографии Эйзенштейна, опубликованной в 1939 г. B.C. Вишневским, автор называет «вредителей» и «врагов» ответственными за то, что режиссер так долго не мог снимать кино. Только после нейтрализации противника — имеется в виду Борис Шумяцкий — лично Сталиным был открыт путь «Александру Невскому»:

Были планы создать фильм об Испании, были планы создать фильм о 1917 годе, о зарождении Красной Армии. Вредители расстроили и эти планы. Партия и правительство, лично товарищ Сталин пришли на помощь мастеру кинематографии... Я рассказываю здесь это так подробно для того, чтобы десятки и сотни тысяч советских читателей и зрителей на конкретном примере видели бы, какие мерзости, какие преступления вытворяли враги и на фронте искусства10.

Особенное впечатление на авторов статей в прессе 1938 г. произвел тот факт, что съемочной группе удалось пойти наперекор законам природы. Из соображений времени Эйзенштейн принял предложение своего оператора Тиссе снимать сцену битвы на Чудском озере не зимой на подлинном месте событий, а летом в Москве. Для этого был вырублен сад, расположенный за зданием «Мосфильма», территория распланирована, заасфальтирована и покрыта слоем мела и стекла. Советская пресса была в восторге, писалось даже о «чудесах»; позволивших закончить фильм к 7 ноября11.

Большое для 1938 г. число в 800 копий подтверждает, что «Александра Невского» можно было в СССР посмотреть повсеместно12. В прокатной версии, однако, отсутствовала сцена, предусмотренная сценарием и созданная во время съемок. Сцена кулачного боя на мосту в Новгороде изображала противостояние городских партий — низших слоев и купцов — по поводу того, звать ли на помощь Александра Невского13. Нельзя назвать точную причину отсутствия этого эпизода в фильме. В. Шкловский утверждал, что однажды ночью, как раз когда Эйзенштейн работал над монтажом этой сцены, Сталин приказал провести в Кремле просмотр фильма. Добавить недостающую сцену стало невозможно после того, как пленку без отсутствующей катушки одобрил «главный цензор»14. Вопрос о том, почему этой сцены не оказалось в фильме — из-за упомянутого просмотра в Кремле или возражений по существу, — остается открытым. В любом случае, письмо Эйзенштейна от 4 ноября, направленное руководителю ГУК С.С. Дукельскому, с просьбой предоставить ему три-четыре дня для окончательного монтажа фильма, не имело успеха15. Наличие политического подтекста подтверждает и речь Александра Довженко на конференции о советском историческом кино в феврале 1940 г., где он коснулся вопроса об отсутствии сцены кулачного боя16. Можно предположить, что причины, по которым эпизод кулачного боя вызвал возражения, были теми же, по которым отклонили идею об отравлении Невского по пути из Орды завистливыми удельными князьями. Обе сцены могли интерпретироваться как намеки на «чистки» партийной верхушки тридцатых годов и противоречили доктрине социалистического реализма, подразумевающей бесконфликтность общественных отношений17. С другой стороны, отсутствие сцены кулачного боя не повлекло за собой какого-либо заметного содержательного изъяна в фильме. Поэтому уместным остается и вопрос о верности утверждений Шкловского насчет обстоятельств сокращения фильма18.

Примечания

1. Хотя совместная работа Эйзенштейна и Прокофьева была особенно тесной и смогла сделать «Александра Невского» одним из значительных произведений в истории кино, в настоящей работе мы не имеем возможности более подробно рассматривать изобразительно-звуковой монтаж и разработанную для этого Эйзенштейном теоретическую концепцию «вертикального монтажа». О музыке, сотрудничестве Эйзенштейна и Прокофьева и вертикальном монтаже см., в частности: Рогожина H.H. Кантата С. Прокофьева «Александр Невский». М., 1958; Нестьев И.В. «Александр Невский» Прокофьева. М., 1968; Eisenstein S.M. Towards a Theory of Montage // Idem. Selected Works. Vol. 2 / Ed. M. Glenny, R. Taylor. London, 1991. P. 378—399; Taylor. Film Propaganda P. 93ff.; Прокофьев С. Музыка к фильму «Александр Невский» // Советский исторический фильм. М., 1940; Stegemann М. Klang. Geste. Raum. Prokofjews Filmmusik zu Sergej Eisensteins Alexander Newski // Bericht über das internationale Symposion «Sergej Pro-kofjew — Aspekte seines Werkes und seiner Biographie» / Hg. W. Niemöller. Köln, 1991; Regensburg. 1992. S. 349—361; Egorova Т.К. Elaboration of the Idea of Sound-visual Counterpoint in the Film Alexander Nevsky // Idem. Soviet Film Music. An Historical Survey. Amsterdam, 1997. P. 59—68; Roberts Ph.D. Prokofiev's Score and Cantata for Eisenstein's Alexander Nevsky // Semiotica 1977. Vol. 21. № 1/2. P. 151—166.

2. См.: Leyda. Kino. P. 350; Merritt. Recharging Alexander Nevsky. P. 42. Уленбрух подчеркивает, что на теорию вертикального монтажа Эйзенштейна сильное воздействие оказала идея «Gesmtkunstwerk» Рихарда Вагнера. См.: Uhlenbruch. Mythos als Subversion? S. 375.

3. Литературный сценарий опубликован как в собрании сочинений Павленко, так и в шеститомном издании избранных трудов Эйзенштейна: Эйзенштейн. Избранные произведения. Т. 6. С. 155—196. Этот текст не совсем точно отражает действие фильма «Александр Невский», поскольку некоторые изменения были предприняты уже в ходе съемочных работ и при монтаже.

4. См.: Юренев. Чувство Родины. С. 78. Вместо предусмотренных 198 съемочных дней режиссеру потребовалось лишь 115. Мари Сетон подчеркивает, что съемки фильма потребовали больших расходов и Эйзенштейн получал от «Мосфильма» все, что было необходимо. См.: Seton М. Sergei М. Eisenstein. A Biography. London, 1952. P. 383.

5. См.: Юренев. Чувство Родины. С. 78. Первый официальный просмотр состоялся 9 ноября 1938 г. в комитете по вопросам кино Совнаркома, публичная премьера 28 ноября в Доме кино в Москве.

6. Первые статьи о фильме появились уже в конце июля 1938 г. в различных региональных газетах. См.: РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 1189.

7. См., например: Аннинский А. Александр Невский стахановскими темпами // Кино. 1938. № 31.5 июля; Эйзенштейн, Васильев, Тиссе и др. Мы готовы к любому заданию // За большевистский фильм. 1938. 11 нояб. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 2. Ед. хр. 903. Л. 10): «Наш коллектив заверяет партийную организацию, дирекцию и всю общественность студии, что и впредь он так же по-стахановски выполнит любое задание, которое ему будет поручено». См.: Эйзенштейн С.М. Фильм о великом патриотизме русского народа // Красная газета. 1938. 29 нояб. («Благодаря стахановским методам»).

8. Предоктябрьские соревнования в кинематографии // Кино. 1938. № 45 (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 481. Л. 46).

9. Clark. The Soviet Novel. P. 98.

10. Вишневский. Эйзенштейн. С. 20.

11. Михаил Розенфельд // Литературная газета. 1938. 30 окт. № 60. Здесь цит. по: Юренев. Чувство Родины. С. 78.

12. О числе копий см.: Кино. 1939. 29 нояб. С. 3 (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 482. Л. 61). О распространении фильма: рецензии в статьях во всех регионах СССР (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 483).

13. Сцена была намечена Павленко уже в первом проекте литературного сценария «Русь» и имеется во всех позднейших версиях. См.: Павленко, Эйзенштейн. Русь. Литературный сценарий // Знамя. С. 113—114; Эйзенштейн, Павленко. Александр Невский. Литературный сценарий. С. 170—171.

14. См.: Шкловский. Эйзенштейн. С. 245—250; Leyda, Voynow. Eisenstein at Work. P. 97; Leyda J. The Missing Reel // Sight and Sound. 1965. 34. P. 63.

15. См.: Эйзенштейн. Избранные произведения. Т. 2. С. 547. Письмо цитируется в: Юренев. Чувство Родины. С. 78. Эйзенштейн хотел сократить примерно на 200 метров пленки и батальные сцены. См.: Он же. Проблемы советского исторического фильма. С. 127. По мнению Шкловского, фильм был сокращен позже случайно и «не по воле автора». См.: Шкловский. Эйзенштейн. С. 249.

16. См.: Довженко А.П. Глядя в глаза // Искусство кино. 1965. № 3. С. 8.

17. См.: Кино тоталитарной эпохи // Искусство кино. 1990. № 2. С. 112; Uhlenbruch. Mythos als Subversion? S. 398 и в общем: Gaßner И., Gillen Е. Vom utopischen Ordnungsentwurf zur Versöhnungsideologie im ästhetischen Schein. Beispiele sowjetischer Kunst zwischen dem 1. Fünfjahrplan und der Verfassungskampagne 1936/37 // Agitation zum Glück. Bremen, 1993. S. 39.

18. Кристи полагает, что рассказанная Шкловским история убедительна с «поэтической» точки зрения, но не столь убедительна в «технических деталях». См.: Christie /. Introduction. Rediscovering Eisenstein // Eisenstein rediscoverd. London; New York, 1993. P. 12. Юренев отмечает, что режиссер отказался от сцены на мосту по собственным мотивам, «поскольку она перегружала начало, а по своей динамике не могла быть поставлена в один ряд со сценами во Пскове». См.: Jurenew R. Die Historischen Filme Eisensteins // Sergej Eisenstein. Künstler der Revolution. Materialien der Eisenstein Konferenz 10.—18.4.1959 / Hg. mit Unterstützung von Prof. H. Rodenberg. Berlin, 1960. S. 211.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика